Василий Григорьев, владелец "Кукол", сейчас появился на РТР с новым, а на самом деле хорошо забытым старым, проектом: он - обладатель прав на показ в России телеигры "Форт Баярд", новые записи которой осенью выйдут на РТР. А пока в интервью обозревателю "Известий" Анне КОВАЛЕВОЙ Василий ГРИГОРЬЕВ рассказал и о возрождении "Форта", и о том, что происходит с "Куклами" и почему.
- Как возникла идея возобновить "Форт Баярд" в России?
- Я смотрел, что можно перенести в Россию из существующих форматов. "Форт Баярд" очень хорошо смотрится во всех европейских странах, хорошо шел несколько лет назад и в России.
- Но на НТВ эту игру в конце концов перестали показывать.
- Ее сразу надо было делать в оригинальном виде, то есть отправлять в форт русские команды и снимать свои программы. Но по тем временам казалось, что это слишком дорого: программа полностью отрешена от политики, смысла вкладываться нет. Я просто отдал НТВ права. Они за четыре года прогнали около 200 программ, потом все-таки отсняли четыре выпуска с командой НТВ, у которых были бешеные рейтинги. Так что если бы к этому подошли с точки зрения здравого смысла, это была бы убойная программа.
- Сейчас отснято несколько программ с участием русских команд со стороны РТР. Поедут ли другие?
- Зависит от того, как пойдут эти программы. Но то, что я видел из уже отснятых материалов, очень интересно. Концентрация занимательного на единицу телевизионного времени на сто порядков выше, чем в сериале или студийной игре.
- Как вы оцениваете нынешнее состояние "Кукол"?
- Как любая телевизионная программа, и эта отражает жизнь, которая ее окружает. В чем-то она зеркальна, в чем-то это - кривой взгляд. Она была сделана в значительной степени как артистическая реализация, а не как коммерческий проект. В "Куклах" больше художественности, чем ремесла. С этой точки зрения они мне близки, так как они - часть меня самого. Вообще "Куклы" - уникальный формат на рынке телевидения не только в России, но и в мире.
- Это довольно смелое заявление: есть французский кукольно-политический формат, английский, другие в конце концов.
- Французы делают ежедневные короткие скетчи по информационным поводам. Они играют в те события, которые происходят в течение дня. То же, что делаем мы, по методу растет из, пожалуй, любимовского театра, из так называемой альтернативной, диссидентской составляющей, когда классика подтягивалась к тому, что называется существующей действительностью. Это был язык метафоры за отсутствием прямого мышления, которое то ли действительно было запрещено, то ли якобы запрещено. Примерно из этого теста сделаны "Куклы".
- В "Куклах" уже нет Шендеровича, нет прежних политических персонажей, прежнего НТВ. Во что вы играете теперь?
- Энергия того звучания, о котором я только что говорил, почти выработана. Двадцать лет (это не о программе, а о заряде) - довольно большой срок, и это уже не порох. Можно продолжать его использовать, и кто-то будет смотреть с удовольствием. Но ситуация стала меняться. Приходит другое время...
- Время другое, но "Куклы" пока не сильно изменились.
- Может быть, вы знаете, как это сделать?
- Если бы знала, мы бы с вами условия контракта обсуждали, а не ваш взгляд на программу.
- Первоначальный формат настолько занятный, удачный, своеобразный, что выйти из него в лучший чрезвычайно сложно.
- Падение интереса к "Куклам" вы связываете с тем, что программа себя исчерпала, или с тем, что неинтересна политика сама по себе во всех ее видах?
- Шесть лет жизни в одном формате - большой срок, особенно при тех рейтингах, которые есть до сих пор. То, что происходит, - нормальные фазы биологической жизни этого медийного формата. Но даже в нынешнем качестве она может жить еще долго, у нее всегда будет свой зритель. Дело не в падении интереса конкретно к "Куклам", а в смене стиля. Во времена олигархического телевидения площадка голубого экрана была превращена в театр, где все пиарили всё: политиков, события, ситуации. Так что в итоге получался своего рода балаганчик, в котором раскручивались нужные лица. Чем больше эмоций привлечено к теме, тем интереснее наблюдателям. Эта ситуация была замечательной для "Кукол". Сейчас такой стиль проявления политической конъюнктуры отменен.
- Кем же?
- Не кем-то сверху. Это стало немодно. Ну, вышли эти ботинки из моды, и галстуки такие не носят, и не ведут себя так. Олигархический балаганчик вышел из моды. На смену ему пришел прагматизм.
- И в нем можно найти что-нибудь забавное.
- Пока он безликий. Взять, например, того же Сергея Иванова. Треть страны не узнает его не то что в кукле - в новостях. Есть Сурков, которого не знает 99,9% населения. Есть новые держатели капитала, те, кого раньше называли олигархами, такие, например, как Пугачев. Скажите мне, пожалуйста, как он выглядит? Одна из абсолютно прямолинейных проблем "Кукол" - проблема узнаваемости персонажей. Иных уж нет, а те далече. Наши "заслуженные артисты" от настоящих дел далече. Одним за всех остается Владимир Владимирович Путин. Как только мы пытаемся сыграть что-то такое, что было бы не лишено смысла, приходим к тому, что имеем дело только с Путиным. Потому что те, кто его окружает, зрителю неизвестны. К тому же, за исключением живущего в далеком далеке и пребывающего в энтропии Березовского, у Путина врагов, открыто об этом заявляющих, нет. Как вы понимаете, для "Кукол" это кранты. Показывать нечего.
- И что делать?
- Я думаю, с началом предвыборной кампании эта анонимность персонажей перестанет быть такой демонстративной. Пока же мы отдадим предпочтение тому зрителю, который захочет прочитать содержание, интересное не только как анекдот, но и как информация. Я имею в виду людей, так или иначе вовлеченных в политические материи, тех, кто принимает решения. И потом, выбирая, делать из "Кукол" балаган или программу, которая понятна не всем, мы решили идти в сторону понятного не всем. Посмотрим, что из этого выйдет.
А что вы думаете об этом?