Прежние пару лет фестиваль проходил в Омске. В этом году переехал вслед за своим директором Борисом Мездричем, руководившим прежде Омской драмой, в Новосибирский оперный, который тот теперь возглавляет. Перемена профориентации директора сразу сказалась на церемонии открытия фестиваля - значительную ее часть занял концерт солистов оперы, которых каким-то чудом собрали в разгар мертвого сезона.
Зато другая часть была самым непосредственным образом связана с "Театром+ТВ" - это был некий дайджест прошлых двух фестивалей. Показали лучшее (например, самарский материал "Ростропович уехал" о памятной постановке "Видений Иоанна Грозного" в местном оперном театре - удивительно острый, дельный, отважный и полностью лишенный сладкого сиропа, который часто сопровождают телевизионные репортажи на такие темы). Намекнули о худшем (особо не поздоровилось программе из Минусинска, где некая певица сожалела, что ее замечательные связки когда-нибудь закопают вместе с ней в могилу). А также прокрутили несколько телепрограмм, посвященных этому фестивалю о телепрограммах. Одни и те же лица мелькали на экране, на сцене и в зале, отчего казалось, что круг людей, работающих в этом жанре, чрезвычайно узок.
Это не совсем так - год от года количество участников фестиваля растет, хотя костяк, конечно, сохраняется. Причем телевидение из провинции играет здесь гораздо более важную роль, чем столичное. Приезжают на фестиваль со всей страны, а также из ближнего и дальнего зарубежья. Из заграницы приезжают за свои деньги. Из остальных мест - за деньги Министерства культуры. Заграничные гости нынешнего фестиваля - японцы, чехи, итальянцы - дают в ходе фестиваля мастер-классы, после которых в шутливых рекомендациях буклета предписано заниматься "дыхательной гимнастикой, которая излечивает от зависти". С российской стороны мастер-классы ведут москвичи Владимир Оренов, Екатерина Уфимцева, Марина Швыдкая и Сергей Варновский, на которых, собственно, фестиваль и держится.
Но вообще-то участники фестиваля делятся не на своих и иностранных, а на первоклашек, второклашек и третьеклашек -- в зависимости от того, кто сколько лет сюда ездит. Буклет для них сделан в виде дневника, где оставлены целые страницы под "заметки ученика". Настоящие деньги им не доверяют - в буфете приходится расплачиваться игрушечными "зелеными" купюрами - правда, с печатью Новосибирского театра на обороте. Вместо годовых оценок - отрывная страничка для записи адресов и e-mail. Все это крайне напоминает даже не школу, а пионерлагерь. Но не стоит забывать, что, подурачась в узком кругу своих, а также покритиковав и поучившись, все эти люди разъедутся по домам и опять будут дальше заниматься самым массовым из средств массовой информации - телевидением.
Владимир ОРЕНОВ, автор телепрограммы "Фрак народа", постоянный ведущий мастер-классов на фестивале "Театр+ТВ":
Слово народу мы не даем
- Что нового на третьем фестивале по сравнению с предыдущими?
- Первый фестиваль был очень замкнутый, и нам это очень нравилось. Он был профессиональный, деловой. Второй тоже. А третий - мне не нравится, как он начался. Формальным концертом талантливых людей, речами начальства в огромном зале. Этого не нужно этому фестивалю. Поэтому, скажу честно, я обеспокоен. Кроме того, здание оперного театра такое огромное, такое имперское, такое не располагающее к интимному разговору.
- Вы не боитесь междусобойчика?
- Для меня междусобойчик - похвала. Вокруг нас и так много напыщенных фестивалей, претендующих на какое-то космическое значение. Меня беспокоит, когда падает профессионализм, а мы тем временем все стараемся обращаться к массам. На фестивале слово народу мы не даем, у нас слово держат профессионалы.
- Вы принципиально против публики на фестивале?
- Да. Это, извините, не для нее. Мы приглашаем на фестиваль коллег: журналистов, актеров. А для публики будет другое - результаты нашей работы.
- Что вас больше радует - когда появляется новый участник из российской провинции или из заграницы?
- Конечно, из России! Во-первых, иностранцы - слабаки против нас. Я видел одно исключение - немцы. А куда до нас японцам! У них техника изумительная, зачем им стараться. А мы из деревяшек, из ерунды, из плохой техники делаем. В наших маленьких городках иногда обнаруживаются необыкновенно талантливые люди, у которых есть фантазия и которые, слава богу, не знакомы с высшими достижениями советского или российского телевидения. Были очень интересные работы в Минусинске, в Самаре.
- Правильно ли я понимаю, что региональное телевидение здесь выступает неким приложением к местным театрам. Если есть сильный театр - то и телепрограмма о нем будет?
- Иногда это взаимосвязано, иногда нет. В Минусинске, например, взаимосвязано. А в Самаре театр кошмарный. А программа очень хорошая. Из Новосибирска - может быть, третьего театрального города России - хорошая программа на прошлых фестивалях была представлена всего одна. Хорошие программы возникают как грибы - неизвестно где и после какого дождя.
- Получается, что в провинциях больше театральных программ, чем в столицах?
- Это очень просто. Столичные каналы - и государственные, и негосударственные - считают деньги. Не реклама для программы, а программа для рекламы. Скромный театр, да еще молодой, да еще подвальный -- да на фиг это кому нужно! Нужны звезды. Давайте посмотрим: на РТР есть только "Театр+ТВ" Кати Уфимцевой. Я там раньше был, потом ушел на "Культуру". На ТВ-6 нет программы о театре - "Театральный понедельник" там угробили. На НТВ - нет. На ОРТ - от случая к случаю. Я называю огромные каналы! Ну, на ТВЦ Саша Калягин сейчас что-то делает. Все! В результате две-три программы на Москву. Как вам? Я еще на "Культуре" чувствую себя хорошо. А остальных прижимают - в сторону часа-двух ночи. Программу Кати я раньше очень любил, а сейчас она вся строится на том, что просто собирается театральная тусовка. Звезды, звезды, звезды. Реклама, реклама, реклама. Рассказывают байки. Профессионализм весь снят. Я лично такой жанр чрезвычайно не люблю. У меня пока есть уникальная возможность делать программу, о ком хочу. Но с октября на канале "Культура", говорят, пойдет реклама. Значит, и там сразу станет: "Нет уж, вы, пожалуйста, не о молодом художнике, а о Гафте или Козакове". А в провинции этот жанр гораздо более перспективен. Здесь еще не все прагматичны, есть еще безумцы, есть культуртрегерские задачи. Поэтому единственный в мире фестиваль телепрограмм о театре мог возникнуть только здесь.
Прямая речь
Борис МЕЗДРИЧ, директор фестиваля "Театр+ТВ", директор Новосибирского государственного театра оперы и балета:
- Новосибирск выбран в качестве постоянной площадки для фестиваля, потому что это город с глубокими фестивальными традициями. "Рождественский фестиваль", фестиваль короткого кино, фестиваль этнической музыки "Чистая вода", "Сиб-Альтера", "Сибирский транзит" и целый ряд джазовых фестивалей - все это презентация качественного искусства в Новосибирске. Но все они пропагандируют исполнительское искусство. А "Театр+ТВ" - это диалог, размышление о сложной и порой трагичной жизни российского и зарубежного театра. Фестиваль имеет огромную зрительскую аудиторию, не сравнимую с телевизионной. Участники фестиваля - посланцы театральных зрителей, они сегодня во многом стимулируют развитие театрального искусства.
Наталья ПАШКАЛОВА, Новосибирск
А что вы думаете об этом?