Прошло два года с тех пор, как героиня "Мисс Конгениальность" Грейси Харт выиграла конкурс красоты "Мисс Америка". В ее жизни многое изменилось - она была разжалована из агента ФБР в полицейского детектива и переименована в Касси Мэйуэзер. Ей, правда, позволили взять с собой весь гардероб - от кожаной куртки до фиолетовой рубашки. Но в главном Грейси-Касси не изменилась - она по-прежнему равнодушна к своей личной жизни и использованных мужчин быстро удаляет за дверь, потому что кровать узка, молодость растрачена, а в канаве за пределами города снова обнаружили тело неживой женщины.
Происхождение трупа известно зрителям с самого начала - женщину убили два школьника: богатый и удачливый раздолбай и сосредоточенный маргинал с немытой головой. Образы тщательно продуманы: у раздолбая есть красивая гоночная машина и золотая кредитная карточка, маргинал мусолит сорокастраничную брошюрку со стихами Рембо, весь фильм открытую на 14-й странице.
Вместе они придумывают и осуществляют "идеальное убийство" - дело достается героине Баллок и ее напарнику, которого играет Бен Чаплин, в свою очередь сосланный в картину Барбета Шредера из "Именинницы" - за общую тюфячность и дурацкие галстуки.
Расследования этот тандем ведет следующим образом. Идут по лесу. Камера показывает след от ботинка. "Похоже, это след от ботинка", - говорит проницательная Баллок. Показывают тело, завернутое в полиэтилен. "Похоже, это труп", - догадывается Чаплин. "Что это?" - удивляется Баллок. "Похоже, кого-то вырвало", - хором сообщает зал. (По мере развития сюжета тема рвоты как основной улики выходит на первый план - судя по всему, именно она является метафорой экзистенциального выбора, отсылая зрителя к Достоевскому и Сартру. Зритель упирается и идти не хочет).
Тем не менее методы следователей дают эффект - мальчиков ловят и начинают допрашивать, а они, обрученные обетом и нескрываемой гомоэротической привязанностью, упираются и молчат. Сандра Баллок дает Порфирия Петровича, пуская в ход дешевые приемы, заученные в полицейской академии.
В результате складывается ощущение, что два закомплексованных полицейских мстят пытливым и скучающим подросткам за свою растраченную молодость, за шрамы на груди и за вечный одноразовый секс. Что, маленькие мерзавцы, думали, вся жизнь впереди? Так вот вам газовая камера - у нас в Калифорнии, знаете ли, преступников казнят именно так.
Лишь однажды Баллок дает слабину и, рассуждая о мотивах преступления, предполагает, что мальчики - всего лишь несчастные сироты с кредитными карточками, которые недополучили родительского внимания. Но потом это проходит.
Детективы, как мы помним из школьного комментария к "Преступлению и наказанию", бывают двух видов: в первом случае преступник неизвестен, и нам приходится продираться к правде вместе с главными героями. Во втором случае мы знаем, кто убил, и понимаем, что авторы хотят поразить нас глубиной психологического анализа.
"Отсчет убийств" поражает только одним - тем, как сильно он способен исказить сознание. Посмотришь, бывает, такое кино и воскликнешь: "Квотирования! Квотирования!" Кажется, только самый строгий протекционизм способен защитить нас от подобного зрительского опыта. На сайте IMDB жанр "Отсчета убийств" определен как криминальная драма с элементами комедии. Криминальной драмой фильм является лишь постольку, поскольку преступно и драматично затирает в прокате подлинные шедевры, проходящие по тому же разряду "большого американского кино" - взять хотя бы последний фильм Спилберга "Особое мнение". Что до юмористической составляющей, то Сандру Баллок ближе к концу фильма кусает обезумевший павиан. Похоже, это все-таки комедия.
А что вы думаете об этом?