Министерство образования РФ разработало новую концепцию отраслевого пенсионного обеспечения работников высших учебных заведений. В среду на совете ректоров Москвы и Московской области состоялась ее презентация. Чиновники обещают безбедную старость тем, кто вступит в негосударственный пенсионный фонд "Евразия" (учредители - Минобразование и Центральный комитет профсоюзов работников образования и науки). Однако ректоры вузов скептически смотрят на эту затею - как бы она не оказалась очередной финансовой пирамидой, пусть и с государственной крышей. "Известия" решили выяснить, как вообще развивается система негосударственного пенсионного обеспечения.
На 1 июля в России было 268 негосударственных пенсионных фондов. Все они не в лучшей форме: работодатели и будущие пенсионеры сотрудничают с фондами только на добровольной основе. Обязательное же пенсионное страхование обслуживает государственный Пенсионный фонд России. Лишь с 2004 года россияне смогут выбирать, куда вкладывать накопленные средства - стоит ли остаться клиентом государства или лучше доверить свои деньги частному негосударственному пенсионному фонду (НПФ).
Для вступления в силу закона "Об инвестировании накопительной части пенсии", необходимого НПФ для получения доступа к пенсионным деньгам, осталось всего лишь получить подпись президента. В начале июля Совет федерации почти единогласно утвердил документ. Минобразование решило не тратить зря время и заранее застолбить для "своего" фонда место на пенсионном рынке.
"Пенсия педагога за выслугу лет никогда не будет превышать 50-60% зарплаты, - говорит секретарь ЦК профсоюзов работников образования Владимир Лившиц. - А оклады у преподавателей сегодня и так не самые высокие. Поэтому нам нужно самим думать о социальных гарантиях. Мы предлагаем два варианта. Во-первых, введение дополнительной бюджетной пенсии для учителей (вопрос должен решаться на законодательном уровне, а это довольно долгий процесс). А во-вторых, создание корпоративного пенсионного фонда, который хоть завтра мог бы приступить к работе".
Г-н Лившиц пытался на пальцах продемонстрировать выгоды и преимущества "Евразии". Предполагается, что всю организацию вступления педагогов в "Евразию" должны взять на себя профсоюзы. При этом, по его словам, если человек будет ежемесячно в течение пяти лет перечислять туда по 600 рублей, это гарантирует ему пожизненную пятисотрублевую прибавку к обычной пенсии. А если 1000 рублей, довесок окажется еще внушительней. Профсоюзный лидер оговорился, что негосударственная система не в состоянии осчастливить всех, "но ведь есть же научно-педагогическая элита!"
Минобразование, со своей стороны, намерено жестко контролировать "новорожденного". Правда, надзор будет осуществляться по принципу "системы доверия и информации". Это значит, что профсоюз и министерские чиновники хотят отслеживать все решения правления негосударственного фонда, а если что-то не понравится, то мигом увольнять провинившихся. К тому же, добавил Лившиц, законодательство не позволяет помещать средства негосударственных пенсионных фондов в коммерческие проекты.
"А вдруг все-таки "трест" лопнет, кто вернет людям вложенные деньги? - послышались реплики из зала. - Хотелось бы гарантий".
"Учредители несут ответственность только в пределах уставного капитала, - разъяснил Лившиц. - А это 1,5 миллиона рублей".
Взносы в негосударственный пенсионный фонд могут идти как от частных лиц, так и от организаций. В бюджете вуза может быть предусмотрена отдельная статья, предназначенная на "пенсионные" расходы. И руководство вуза должно определить, кому из профессоров какие надбавки полагаются. Но этот механизм до конца не продуман. Ректоры возмущались, что в их сметах доходов и расходов такие траты не предусмотрены.
"Пока я не могу рекомендовать своим подчиненным вступать в этот фонд, - сказал корреспонденту "Известий" Игорь Федоров, ректор МГТУ им. Баумана. - Нужно в деталях разобраться, как все это начнет действовать. Идея, конечно, хорошая, пенсии нужно увеличивать. Но лет 6-7 назад уже предлагалось создать фонд по обеспечению подготовки поступления школьников в вузы. А потом оказалось, что по деятельности этой организации чуть ли не уголовное дело завели".
Со своим коллегой согласен и Владимир Ярыгин, ректор Российского государственного медицинского университета: "Мы будем соблюдать максимальную осторожность. Внимательно рассмотрим схему фонда и выскажем свои предложения и замечания".
Министерство образования направило свою пенсионную концепцию во все крупные вузы страны и ждет замечаний из регионов.
Негосударственные фонды в регионах
В Петербурге и Ленинградской области действует около 16 НПФ, однако участие населения в этих фондах пока невелико. По мнению заместителя исполнительного директора НПФ "Сберегательный" (одного из крупнейших фондов региона) Юрия Королькова, трудности объясняются несовершенством налогового законодательства и "недостаточной зрелостью работодателей". "Большинство работодателей не видят необходимости в негосударственном пенсионном обеспечении сотрудников", - сетует он. В Ленинградской области до конца года начнет также действовать специальная программа по негосударственному пенсионному обеспечению бюджетников. За пять лет правительство области (являющееся одним из учредителей "Сберегательного") перечислит 200 миллионов рублей пенсионнных взносов, и каждый учитель или врач, выходящий на пенсию, будет дополнительно получать по 300 рублей в месяц пожизненно с ежегодной индексацией.
В Республике Башкортостан есть только один НПФ - "Народный". Как сообщила его исполнительные директор Людмила Вавилова, фонд удвоил с начала этого года сумму пенсионных резервов. Вкладчиками "Народного" являются крупнейшие предприятия республики. Только со второго квартала фонд начал обзаводиться физическими вкладчиками. Одна из самых больших проблем фонда - отсутствие информации у населения и низкая пенсионная культура. Кроме того, не развенчано еще негативное отношение к негосударственным фондам после 1995-1996 года, когда два негосударственных пенсионных фонда собрали деньги и исчезли.
В Саратовской области действуют три негосударственных пенсионных фонда - "Виктория", "Монолит", "Русский капитал". Сегодня, к примеру, в "Виктории" 2,5 тысячи вкладчиков. Приток желающих очень слабый. Фонд работает преимущественно с вкладчиками прошлых лет. По словам работников фонда, если 30-летний человек, вступив в фонд, начинает вносить туда по 50 рублей, то к моменту выхода на пенсию его пожизненная пенсия составит 160 - 170 рублей, а сумма накопления - 35000 рублей.
Как сообщили "Известиям" во Владимирском НПФ "ТНК-Владимир" (существует с 1995 года), главной проблемой НПФ остается отсутствие четкой законодательной базы. Частных лиц, желающих получать дополнительную пенсию через НПФ во Владимирской области немного. Главными вкладчиками являются предприятия. Значительную часть клиентов "ТНК-Владимир" составляют предприятия в Москве и Нижневартовске. Основным остается Тюменская нефтяная компания. Ее пенсионеры дополнительно к государственной пенсии получают от 300 до 800 рублей - в зависимости от суммы перечисленных средств и условий коллективного договора с работодателем.
Индира КВЯТКОВСКАЯ,
Леонид НОВИКОВ,Елена РОТКЕВИЧ, Наталья ПАШКАЛОВА
Мнение эксперта
Александр ТУЛОВ, исполнительный директор негосударственного пенсионного фонда "Благо":
- Институт негосударственных, в том числе и отраслевых, пенсионных фондов существует уже 10 лет. Они развиты во всем мире, но наша страна, как обычно, отстает. Пенсионные фонды в России только начинают набирать обороты, но они еще не совсем понятны людям. Стране нужны инвестиционные ресурсы, а пенсионные фонды аккумулируют средства населения, направляя их в нужное русло. Это очень эффективный финансовый инструмент. При вложении денег в фонд риски минимальны. Доходы достаточно высокие, выше уровня инфляции. Конечно, негосударственные пенсионные фонды не могут заменить государственные пенсии, но все-таки очень действенны.
Людмила ИЛЛАРИОНОВА, и.о. начальника пенсионного отдела ВАЗа:
- Я немножко не понимаю, что такое отраслевой пенсионный фонд. Не слышала, если честно, о таком понятии. У нас есть негосударственный пенсионный фонд. Работник накапливает определенные сбережения, отчисляя каждый месяц небольшой процент из зарплаты в этот фонд. Еще каждый выходящий на пенсию сотрудник предприятия получает заводское пособие.
"Глас народа"
Любовь ЖЕМЧУГОВА, 35 лет, шеф-повар:
- У нас на предприятии есть пенсионный фонд. Всем сотрудникам на руки выдали пенсионные карточки, на которые каждый может положить столько денег, сколько хочет или может. Это не обязательно, не принудительно. Лично я не знаю, сколько денег лежит у меня "на старость". Думаю, там совсем незначительная сумма, так что лучше не интересоваться и не расстраиваться.
Владимир САМОЙЛОВ, 28 лет, токарь:
- Была у меня карточка отраслевого пенсионного фонда, но я ее потерял. Теперь даже не знаю, что делать. Денег там было тысяч семь, по моим подсчетам. Как-то восстановить карточку - нет ни времени, ни желания. К тому же я толком и не знаю ее истинного назначения. Я вот как думаю - чем больше проработаю на заводе, тем больше денег будет на карточке. А прибавка к пенсии не помешает.
Людмила ЛАЗАРЕВА, 42 года, инженер:
- До пенсии еще далеко. У меня есть пенсионная карточка, какие-то проценты в фонд я отчисляю, точнее, это делает бухгалтерия. В принципе можно узнать, сколько денег уже накопилось, но ни мне, ни кому-либо из моих знакомых это и в голову не приходило.
Виктор КОНДРАТЮК, 52 года, сварщик строительной компании "Бытинформсервис":
- Когда я впервые услышал о существовании пенсионного фонда, сразу заинтересовался. Обратился к руководству, и мне сказали: "Виктор Петрович, неси фотографию, паспорт, деньги, сколько не жалко - все сделаем". Принес, отдал и буквально через неделю получил карточку. Правда, что с ней теперь делать, не знаю, но берегу. Ежемесячно делаю взносы: рублей 300-400. Заметил, что руководство стало ко мне лучше относиться. Зауважали, значит. Вот решил жене подарок сделать, собирался деньги снять. Но мне сказали, что, пока на пенсию не выйду, денег не получу. Но, думаю, здесь какая-то ошибка: это ведь мои деньги, когда хочу, тогда и возьму. Или я не прав?
А что вы думаете об этом?