Что, по мнению юристов, отразится и на трактовании 405-й статьи нового УПК, полностью запрещающей прокуратуре опротестовывать и впоследствии ужесточать приговор.
Поводом для рассмотрения конституционности этих норм УПК РСФСР и закона "О прокуратуре" стали жалобы пяти граждан и запрос Подольского городского суда. Как говорится в постановлении КС, "основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ оспариваемые заявителями положения".
Все обратившиеся в КС граждане (А.Ю. Жевченко, С.И. Заруба, А.В. Мягков, А.К. Никитин и В.А. Сардо) были оправданы двумя судебными инстанциями по заведенным на них уголовным делам. Однако оправдательные приговоры опротестовала прокуратура - в порядке надзора. Своим постановлением КС подтвердил правоту истцов. Прокомментировать постановление к журналистам вышел судья КС Геннадий Жилин.
- Это решение позволяет гражданам, чьи оправдательные приговоры были отменены надзорной инстанцией, обратиться в Конституционный или Верховный суд с требованием оценить законность принятого в отношении них решения. Что касается решений об отмене оправдательных приговоров, вынесенных надзорными инстанциями по делам заявителей, то они должны быть пересмотрены в установленном порядке, - заявил Жилин.
Многие СМИ поспешили понять слова Жилина как команду обращаться с просьбой пересмотреть их дела всем, чей приговор был ужесточен по инициативе прокуратуры после оправдательного решения суда. Однако, как заявили "Известиям" в КС, постановление не имеет обратной силы. А экс-судья Кировского суда Москвы Сергей Замятнин заявил "Известиям", что уверен: массового пересмотра не будет, так как суды будут просто отказываться принимать жалобы граждан. Правда, трое из пяти обратившихся в КС граждан пересмотр своих дел все же получили. Такова традиция европейских конституционных судов: пересматривать дела людей за их социальную активность, так как нормы, на основании которых их судили, признаны неконституционными.
С сегодняшнего дня опротестовать оправдательный приговор будет почти невозможно. Как выразились в КС, "оправдательный приговор - это оправдательный приговор, и с ним нужно обращаться бережно". Однако это почти открывает простор для иных мнений. КС решил, что пересмотр дела все-таки возможен - если "приговор суда нарушает суть правосудия" или при возникновении новых обстоятельств по делу. Судьи КС поясняют: чтобы сделать это, прокуроры будут обязаны фундаментально выявить процессуальные дефекты приговора, а не просто сказать "я с ним не согласен".
Некоторые юристы склонны полагать, что вчерашнее решение КС косвенно трактует и 405-ю статью нового УПК, которая вообще запрещает ужесточать приговор суда.
- Я не думаю, что КС будет пересматривать 405-ю статью, - заявил "Известиям" экс-прокурор Северной Осетии, адвокат Валентин Вольвач. - 405-я статья говорит, что недопустим пересмотр приговора, ведущий к ухудшению положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора. Это принцип международного права. А приоритет всегда отдается нормам международного права.
Однако известно, что у такой нормы есть немало противников в силовых ведомствах. Очевидно, что столь категоричная норма может быть оспорена ими в КС. Более того, как предположил в разговоре с "Известиями" Сергей Замятнин, обращения о несоответствии 405-й статьи Основному закону страны можно ждать в ближайшее время. А новые обстоятельства у инициаторов пересмотра решения суда найдутся всегда.
А что вы думаете об этом?