Год назад бандерлоги камбоджийских джунглей были растревожены Анджелиной Джоли, которая болталась на лиане, осваивая новые территории в образе Лары Крофт, расхитительницы гробниц. В замкнутых помещениях ей было тесновато. Этим летом Милла Йовович спустилась под землю, в недра исследовательской базы "Улей", чтобы бродить там в темноте, отстреливая живых мертвецов с перекошенными лицами. На базе занимались разработкой нового вируса, но недоглядели, и зараза попала в систему вентиляции. В общем, все умерли. Но потом быстро ожили, превратились в зомби и отправились пожирать все, что движется.
Агорофобность фильма "Обитель зла", действие которого разворачивается исключительно в коридорах и тоннелях, - неизбежное наследие компьютерной игры: из-за ограниченных возможностей игровых приставок и персоналок шестилетней давности программисты вынуждены были ограничивать пространство для маневра кирпичными стенками по краям монитора.
То, что в свое время позволило сделать игру "легче", впоследствии удешевило и производство фильма - "Обитель зла" стоит в два раза дешевле, чем "Лара Крофт", и рассчитана несколько на другую аудиторию (да и рейтинг у "Лары" был помягче - в Америке ее можно смотреть с 13 лет, в то время как на "Обитель зла" дети до 16 допускаются только с родителями).
Первоначально предполагалось, что ставить "Обитель зла" будет патриарх хоррора Джордж Ромеро, чей фильм "Ночь живых мертвецов" с 1968 года считается программным произведением жанра. Однако, уже приступив к работе над проектом, Ромеро выбыл из него в 1999 году. Новым кандидатом, поиски которого заняли несколько месяцев, стал Пол Андерсон, истовый фанат как компьютерных игр вообще, так и Resident Evil в частности. В 1995 году он уже экранизировал аркаду Mortal Combat - фильм был благосклонно встречен игровым сообществом.
Андерсон сразу заявил, что никакой ромеровщины в фильме не останется, и он будет отталкиваться от "Чужих" Джеймса Кэмерона.
И "Чужие", и "Чужой: Воскрешение" Жене (и еще десяток-другой любимых фильмов) при просмотре "Обители зла" на ум приходят не раз и не два. Когда Милла Йовович бродит по обесточенным коридорам исследовательского центра, начинает казаться, что именно она и никто другой сможет заменить стареющую Сигурни Уивер на посту лейтенанта Рипли.
Кастинг "Обители зла" представляется едва ли не революционным: никогда раньше на главную роль в фильм про зомби (жанр неизменно маргинальный, рассчитанный на любителей трэша) не приглашали гламурную фотомодель, чья ухоженная физиономия украшает проспекты всех мировых столиц. Кажется, режиссер Андерсон иногда даже теряется от того, что на него свалилась такая красота: в фильме полно бесполезных с точки зрения сюжета эпизодов, появление которых оправдывает только присутствие в кадре Йовович.
Как ни странно, бесконечные переборы уже виденного, все эти белые кролики, кочующие из одного киберпанковского боевика в другой, в "Обители зла" не раздражают, как не раздражают и довольно нескладные монтажные склейки. В конце концов, компьютерные игры друг от друга отличаются не столько технологией, сколько деталями и наличием драйва. С драйвом у "Обители зла" все в порядке. Enter, в бок тебя холера.
Кстати
Занятные вещи происходят сегодня в кинематографе. Вот "Обитель зла" - что про нее скажет любой зритель старшего поколения, давно отвыкший смотреть что бы то ни было, кроме обрывков сериалов по телевизору? Без всяких сомнений, скажет, что это - уродское тупое зрелище для подростков-недоучек, не знающих в жизни ничего, кроме компьютерных игр. Между тем, как очень многие фильмы последнего времени, которые только по незнанию можно счесть примитивными, "Обитель зла" - фильм, во-первых, неглупый (впрочем, погруженный во все стандартные проблемы эпохи, напуганной рискованными научными экспериментами, прорывом виртуальных пространств в реальность и компьютерами, действующими по собственной воле), а во-вторых, предполагающий в аудитории насмотренность. Человек, который видел много фильмов, поглядит "Обитель зла" совершено другими глазами, нежели забредший в кино случайно. Даже этот комиксово-компьютерный фильм - и он безусловно двухуровневый - рассчитан одновременно на знатоков и простаков. Где вторые будут пугаться, первые могут и засмеяться, обнаружив в "Обители зла" пародию, а иногда, что интереснее, и придающую дополнительный смысл полемику с такими фильмами, как "От заката до рассвета", всякие "Ночи-рассветы живых мертвецов", "Похитители тел" (фирменный финал "Похитителей", когда герой - в данном случае она - осознает, что остался последним человеком на Земле в окружении одних нелюдей. Ах, как мрачно и смачно передергивает при этом Милла Йовович затвор винтовки!) и даже "Пятый элемент" (очевидная цитата, когда ближе к финалу Милла почти без одежд находит себя привязанной к медицинской кушетке) и "2001: Космическая одиссея". Любопытен и новый мотив, впервые возникший в "Чужих" и продолженный тем же "Пятым элементом", отчасти "Космическим десантом", более дурацкой "Ларой Крофт" и, наконец, "Обителью зла": мир будущего спасет девушка. Дело, впрочем, не в торжестве феминизма, а скорее в том, что эта девушка сексапильна, и смотреть на нее приятно. Не Шварценеггером же всю жизнь любоваться.
Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ
А что вы думаете об этом?