Про возглавившую центр профессора, доктора психологических наук Нелли Хрусталеву говорят, что она "попала в струю". Профессор же считает, что это скорее струя попала в нее, так как психологические исследования по русской эмиграции в Израиле, США, Германии проводились ею еще за десять лет до того, как эта тема вошла в моду.
- Один из главных выводов этих исследований - соотечественникам за рубежом, которые испытывают серьезные стрессы и перегрузки, нужна не только психологическая помощь на родном языке, но и образовательные программы российских вузов, - утверждает профессор. По мнению Хрусталевой, именно они - образовательные программы - могут оказать "терапевтический эффект", а также "реанимировать корни" и контакты со страной исхода. Особенно это важно для детей эмигрантов, которые в будущем смогут выстраивать с Россией свои отношения, поддерживать бизнес и культурные связи.
- Из страны "уплывают" активные, образованные личности, способные принимать решения. Те, кто по той или иной причине решил сменить страну проживания, совершают поступок, напоминающий прыжок в космос. И уже поэтому эти люди достойны уважения, - считает Хрусталева.
Труднее всего в эмиграции, по мнению профессора, тем, кто на родине имел значимый социальный статус и высокий уровень притязаний. Дело в том, что механизм успеха и самооценка личности складываются из многих составляющих - шарм, обаяние, возможность подать себя. И вдруг - всего этого лишиться... и превратиться в глухонемого безработного. У многих происходит развал личности, социальная смерть. Действительно, не хлебом единым... Невостребованность, скука, бессобытийный образ жизни являются тяжелейшим испытанием - особенно для тех, кто привык жить "под адреналином".
- Люди не только уезжают сами. Они увозят с собой своих хороших, перспективных детей - в подарок другой стране. Этих детей Россия может потерять, а может и сохранить, - подчеркивает психолог Хрусталева. - Через специальные образовательные программы, в том числе и через программы дистанционного обучения, можно выстроить с ними и с их родителями надежные "мосты". С одной стороны, эти связи помогут сохранить детям "корневую основу" личности (что является профилактикой неврозов в эмиграции). С другой стороны - сохранить для России интеллектуальный, эмоциональный и профессиональный потенциал юных соотечественников.
Кстати, за последние годы начинает меняться представление об эмигранте. Он уже не считается навсегда "умершим" на Родине. Многие, особенно мужчины, оставляют за границей жен и детей, а сами работают в России, чтобы реализовать себя, получить признание в говорящем на родном языке мире.
Одним из пунктов плана мероприятий по поддержке экспорта образовательных услуг будет "расширение доступа соотечественников к получению образования в российских учебных заведениях". В Санкт-Петербургском государственном университете такой доступ уже есть - здесь уже пять лет действует пилотная программа по подготовке бакалавров психологии среди русскоязычных эмигрантов в Германии. Полученное в ее рамках образование позволило многим из них найти свое место на рынке труда. А российскими студентами - жителями ФРГ был создан телефон экстренной психологической помощи для русскоязычного населения Германии, который уже в течение трех с половиной лет
работает круглосуточно.
- Для человека очень важно чувство принадлежности к социальной группе, - говорит Хрусталева. - Он обязательно должен к чему-то принадлежать - к любимому человеку, к семье, к коллегам, к стране. Человеческая потребность в принадлежности не должна быть нарушена.
А что вы думаете об этом?