По российско-американскому Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) Россия обязана уничтожить 916 твердотопливных ракетных двигателей - всего 17,5 тонны твердого ракетного топлива. Среди них РС-12М "Тополь", или SS-25 (253 штуки - по три двигателя на каждой), РС-22, или SS-24 "Скальпель", шахтного и железнодорожного базирования (66 единиц), морские ракеты РСМ-52 "Осетр", или SS-N-20, которыми вооружены самые большие в мире атомные подводные крейсеры "Тайфун" (91 единица). На цели уничтожения США готовы выделить 54 миллиона долларов. Эти деньги должны идти по программе совместного уменьшения ядерной угрозы, больше известной в России как программа Нанна-Лугара, на строительство завода по утилизации твердотопливных баллистических ракет в Воткинске.
Козырная карта депутатов
Первоначально завод собирались строить в Перми. Но в 1997 году в городе шли выборы в местные органы власти, и многие кандидаты построили свою предвыборную кампанию на лозунге "защиты населения от угрозы экологического заражения выбросами из американской утилизационной установки". В результате проект строительства завода был общественностью с треском провален.
Из этого поражения организаторы строительства завода не сделали никаких выводов. Новым постановлением правительства было решено строить завод в Воткинском районе - две трети подлежащих утилизации ракет были произведены на ГПО "Воткинский завод". Но и здесь случилась предвыборная кампания - Удмуртия избирала Госсовет. И тут же нашлись люди, подхватившие экологический опыт депутатов-пермяков.
Свидетельства серьезных ученых, утверждавших, что технология выигравшей тендер на строительства завода фирмы "Локхид-Мартин" - самая безопасная из всех, что сегодня известны, во внимание не брались. Жителей райцентра пугали "диоксиновыми дождями", выпадением на их головы радиоактивных осадков, которые возникнут после сжигания двигателей с "наведенной на них радиацией" от ядерных боеголовок ракет, и прочими апокалиптическими ужасами. Не помог и приезд в Воткинск представителей американской корпорации "Локхид Мартин", которые лично решили поручиться за безопасность своей установки, уже несколько лет проработавшей на военно-морской базе США "Чайна-Лейк" в Калифорнии.
Хоспис для "Осетров"
Американцы предложили, чтобы после разборки баллистических ракет на базу утилизации доставлялись ступени баллистических ракет без сопловых блоков. Благодаря этому горение топлива в двигателе не будет создавать избыточного давления, а значит, будет полностью исключена возможность его взрыва. Ступени устанавливаются в герметично закрываемую камеру сгорания длиной 50 и диаметром 7 метров. Внутри камера облицована специальным огнестойким и коррозионно-стойким материалом и охлаждается водой.
Газы, образующиеся при работе двигателя, поступают по трубам в специальные гигантские установки очистки. В этих установках продукты горения охлаждаются, очищаются от вредных примесей, обрабатываются различными химическими растворами, в результате чего в атмосферу не попадает ни одного вредного вещества. Остаются безвредные оксид алюминия и поваренная соль, пригодные для повторного использования в промышленности. Например, из оксида алюминия производятся наждачные круги, а поваренную соль можно использовать для чистки котлов теплоэлектростанцией. В "Чайна-Лейк" американцы утилизировали таким способом 57 твердотопливных ракетных двигателей, получив при этом 99-процентную степень очистки выхлопных газов.
Умом Россию не понять...
Рассказ американцев не то что не убедил воткинцев в том, что не надо ничего бояться, а напротив, вызвал в городе еще одну волну протестов - дескать, США отрабатывают на них новые небезопасные технологии. В городе срочно провели референдум, в котором приняли участие 95 процентов горожан. И больше половины из них проголосовали против строительства. Муниципальная дума, поддержанная мэром Воткинска Валерием Фридрихом, тут же утвердила этот результат как окончательный и обжалованию не подлежащий.
О правомочности прошедшего референдума и его результатах до сих пор спорит общественность как в самом Воткинске, так и за его пределами. Глава администрации Воткинского района Владимир Варламов считает, что референдум был проведен с грубейшими нарушениями закона. Результаты голосования населения города не могут распространяться на территорию другого муниципального образования - Воткинского района. Завод собираются строить не в городе, а в восьми километрах от него - в районе, к которому городская власть никакого отношения не имеет. У района фактически украли право распоряжаться землей, которая находится в его ведении, налогами, которые могут быть собраны с работников нового предприятия и потрачены на газификацию домов, строительство дорог, прокладку канализации и устройство водоснабжения. Только за отвод земли под строительство комплекса Воткинский район расчитывал получить около 40 миллионов рублей. Это годовой бюджет на годовую зарплату учителям, врачам и другим работникам бюджетной сферы района. Плюс к этому на заводе было бы открыто 350 дополнительных рабочих мест.
Городской межрайонный прокурор опротестовал проведение референдума и его итоги в суде. Но суд оставил решение городской думы, утвердившей результаты референдума, в силе.
Впоследствии карту борьбы со строительством завода решил разыграть и депутат Госдумы от Воткинска, бывший председатель Комитета по промышленности Юрий Маслюков, который на экологической волне без проблем избрался в Думу. Далее грянули выборы президента Удмуртии.
Тут уже не удержался председатель правительства республики Николай Ганза. Ради голосов жителей Воткинска он подписал письмо в адрес федерального правительства с просьбой о переносе завода в другой регион России.
Последний шанс
В мае 2002 года в Москве состоялось заседание Совета безопасности, на котором был поднят вопрос о повторном проведении землеотвода под строительства завода. Решение об этом должно было появиться 15 июня. Но, как говорят специалисты, дело "встало" -- через два года Удмуртию ждут перевыборы президента. Хотя, возможно проблема просто перешла в другую плоскость. Федеральная власть, впервые в своей практике обжегшаяся на волне демократического обсуждения с местным населением возможности строительства в районе спорного предприятия, вырабатывает вариант радикального решения проблемы.
Торопят и американцы. США уже оплатили расходы на проектно-изыскательские работы и строительство подъездных дорог, административного корпуса - затраты исчисляются миллионами долларов. Поэтому Москва не может не действовать и готова начать строительство вопреки протестам населения: постановление правительства допускает такое развитие событий. Останется только решить, как именно преподнести этот "подарок" несговорчивому населению Воткинска.
Тем более что времени на размышления остается не так и много. На ГПО "Воткинский завод" уже завезено более 100 отслуживших свое ракет. Как говорят специалисты, хранить их опасно - они могут попросту взорваться. Поэтому если сделка с американцами не состоится, заводчане могут оказаться вынужденными пойти на крайние меры: приступить к утилизации ракет "дедовским" способом - путем сжигания двигателей на открытых площадках. Другого выхода, похоже, нет.
А что вы думаете об этом?