- В конце апреля дирижер Василий Синайский поставил меня в известность о том, что не будет продлевать контракт. Но ведь мы договаривались о работе на долгий срок! Синайский занимался оркестром не очень хорошо. У него были обязательства за рубежом, и в России он бывал наездами. А длительное отсутствие главного дирижера при наличии гастролей создает весьма удобные условия для существования. В такой обстановке лидером в ГАСО стал директор Леонид Фрадкин. Думаю, именно из-за него Синайский и решил уйти. Я за то, чтобы творческим коллективом управлял менеджер. Но главой оркестра все-таки должен быть музыкант.
- То есть по сути повторилась старая история со Светлановым?
- Да, с той только разницей, что Синайский решил уйти без скандалов. Когда мы были вынуждены уволить Светланова, одним из вариантов было распустить оркестр и объявить конкурс. Но юристы отсоветовали это делать. Да и сам я считал, что нельзя распускать выдающийся оркестр. Светланов был великим музыкантом, который в какой-то момент ушел от руководства оркестром, и тот понесло. А оркестру нужен дирижер, который будет им заниматься ежедневно. И который к тому же представляет себе, что такое менеджмент. ГАСО предложил Александра Лазарева. Но он был первым, кого я приглашал туда.
- Еще до Синайского?
- До. Он отказался. Я приглашал его и в Большой театр. С тем же результатом. К тому же у Лазарева есть обязательства за рубежом, и в этом году он мог бы продирижировать всего несколько концертов.
- Почему вы остановили свой выбор на Марке Горенштейне?
- Рассматривались разные кандидатуры, в том числе из-за рубежа. Серьезные люди квалифицировали Марка Горенштейна как музыканта, который за 10 лет работы с "Молодой Россией" с нуля создал классный оркестр. Он показал себя человеком, который умеет созидать и удерживать то, что создал. Вот Фрадкин ссылается на мнение Ростроповича, а я могу сослаться на Хренникова, Крайнева, Федосеева, Мацуева...
- Как развиваются события?
- У меня только что были уполномоченные представители оркестра, среди которых, правда, нет единодушия. Говорили 3 человека из 8. По молчанию остальных я понял, что они боятся принять чью-либо сторону, потому что не знают, чем все закончится. Мы третий день не можем получить у Фрадкина печать оркестра, ключи, уставные документы. И были вынуждены приостановить все банковские операции. 1 июля мы отозвали Леонида Фрадкина из отпуска. Он написал на приказе "ознакомлен" и как бы опять ушел в отпуск. Но 4 июля он присутствовал в моем кабинете, то есть сам себя отозвал из отпуска. Для суда этого достаточно. Мы в пятницу уволим Фрадкина, вернее, его уволит Горенштейн. Иначе еще немного - и оркестр начнет ходить под окнами со знаменами и сжигать мое чучело.
- Тем более что у них большой опыт борьбы...
- Оркестр почувствовал вкус крови. Это опасно для музыкантов. Минкультуры использует права учредителя, чтобы восстановить нормальную атмосферу. Я уверен: 20 августа мы представим Горенштейна всему коллективу в качестве главного дирижера и художественного руководителя, потом - гастроли, а 15 сентября я встречусь с коллективом и сумею объяснить, что мы сделали правильный выбор.
А что вы думаете об этом?