В мировой (в том числе и в российский) прокат сегодня выходит главный блокбастер лета - фильм "Люди в черном-2", продолжение самой кассовой комедии 1997 года. На этот раз, однако, у Барри Зонненфельда получилась не совсем комедия.
"Люди в черном-2" - это медицинское заключение на голубом бланке с синей печатью: пациент здоров. Второй фильм про агентов Джея и Кея выходит в прокат за два месяца до годовщины прошлогодних событий в Америке, закрывая нации десятимесячный бюллетень и окончательно снимая с повестки дня вопрос: "Каким будет голливудское кино после 11 сентября?" Голливудским, каким же еще.
Все шло к тому. Немного задержавшись из-за траура, без особого шума появился в прокате террористический боевик "Возмещение ущерба", и даже "Сумма всех страхов" подсчитана - можно начинать шутить на запретную еще недавно террористическую тему.
Разумеется, сиквел "Людей в черном" был задуман и даже снят задолго до того, как в Нижнем Манхэттене задымилась первая башня. Одну из сцен фильма пришлось даже переделывать: в первоначальной версии не существующие более здания Всемирного торгового центра выстреливали в небо армаду летающих тарелок.
Однако есть основания полагать, что фильм был бы другим, если бы мир был другим. В сиквеле коренной житель Манхэттена Барри Зонненфельд уделил родному Нью-Йорку гораздо больше внимания, чем пять лет назад: названия улиц конкретны, рестораны известны, метрополитен узнаваем. Реальна не только топонимика, реальна и хронология: все, что происходит, происходит здесь и сейчас, дата на часах агента Джея - 2 июля 2002 года.
Самым забавным ходом первого фильма было утверждение: инопланетяне - это отнюдь не гуманоиды, набегами делающие землянам анальное зондирование. Нет, существа с других планет прибывают к нам совершенно так же, как приезжают в Америку туристы и эмигранты со всего света, - порой легально, порой в обход законов. И живут здесь, устраивая быт, рожая детей и пытаясь ассимилироваться - не без поддержки специальных служб.
Как в "Секретных материалах" разрозненные аномальные явления с каждой новой серией неизбежно складывались в картину глобального правительственно-инопланетного заговора, так и во второй части "Людей в черном" присутствие гуманоидов, червей и говорящих собак на земле вдруг становится тотальным и повсеместным.
Самый драматичный эпизод главной летней комедии - кадр, когда вернувшийся на службу агент Кей выходит на Бродвей и видит: каждый второй идущий по улице человек прячет под брюками бурый в пятнышках хвост, а каждая первая сороконожка говорит человеческим голосом. Зрителей и самого Кея охватывает испуг - сцена выглядит как признание: граждане, этот мир нам давно уже не принадлежит. Случиться может все что угодно. В метрополитене живет огромный червяк, ваш бойфренд прячет в рюкзаке свою вторую голову, а через двадцать девять минут вы взорветесь вместе со своей третьей планетой от Солнца и пикнуть не успеете. Единственное, что может спасти вас от безумия, - вовремя включенный специальным агентом нейтрализатор памяти, бесследно стирающий неприятные воспоминания.
Первый фильм пародировал все наши страхи и догадки по поводу внеземных цивилизаций. Второй грустно констатирует: зеленые человечки - это еще не самое страшное.
Догадка эта, несколько неуместная при просмотре развлекательного летнего блокбастера, немного омрачает, но не портит общего впечатления: сиквел почти ничем не уступает первой картине. Те, кто пойдет его смотреть, получат все что хотели: Зонненфельду удалось не снизить планку, а Лара Флинн Бойл в роли нереальной космической стервы затмевает собой всех прочих женских персонажей обоих фильмов.
"Тысячи людей в этом городе были свидетелями ужасных событий. Как же теперь быть?" - удивляется в конце картины все еще наивный герой Уилла Смита. Есть ответ: факел статуи Свободы оказывается гигантским нейтрализатором, который по воле агента Кея делает над городом финальный пшик, как вспышка от фотоаппарата. Птичка вылетела. Кип смайлинг.
А что вы думаете об этом?