Боб РЕЙФЕЛСОН, представляющий на Московском кинофестивале конкурсный фильм "Дом на турецкой улице" с Миллой Йовович и ретроспективу собственных картин, - личность в американском кино легендарная. Это он первым додумался искусственно создать рок-группу (The Monkeуs) и снять о ней телесериал, это он открыл миру Арнольда Шварценеггера, это он поставил знаменитую любовную сцену в картине "Почтальон всегда звонит дважды". Бывший участник родео, моряк, ди-джей и студент философского факультета, Рейфелсон и на пороге семидесятилетия по-прежнему любит путешествовать. Приехав в Россию он ответил на вопросы корреспондента "Известий" Марии КУВШИНОВОЙ.
- Чтобы стать хорошим режиссером, обязательно многое испытать в жизни?
- Вы спрашиваете, потому что у меня такая запутанная биография? Режиссеры могут получаться из кого угодно, так же как и писатели. Есть романисты, у которых вообще нет никакого жизненного опыта, но при этом они создают собственные увлекательные книги. Я благодарен судьбе за то, что у меня была такая интересная жизнь - мне-то это пошло на пользу. Но не думаю, что подобный опыт действительно необходим каждому.
- Почему многие из ваших персонажей музыканты?
- Потому что музыка меня раздражает. (Надолго замолкает.) В большинстве моих фильмов музыка - важная часть действия. Даже в картине "Оставайся голодным" дебютант Арнольд Шварценеггер играет на скрипке - я сам его учил. Моим первым фильмом был рок-н-ролльный мюзикл "Голова", за который меня прозвали "крестным отцом МТV". Герой "Пяти легких пьес" тоже музыкант. Музыка лучше, чем что бы то ни было, выражает личный опыт, индивидуальность каждого человека. Только надо найти для каждого свою мелодию и свой инструмент.
- Можно ли вас считать первым в истории музыкальным продюсером современного образца?
- Мне много раз приходилось слышать об этом, читать в музыкальной литературе. Но мне кажется, что все началось не с The Monkeys, а все-таки с The Beatles. Я снимал телевизионный сериал о рок-группе, он выходил два раза в неделю, и у зрителя складывалось ощущение, что все происходит прямо у него на глазах. На самом деле на создание одного эпизода уходили недели. Хотя не буду отрицать, что работа отчасти была прообразом современной музыкальной индустрии.
- Как вообще возникла эта идея - искусственно создать рок-группу?
- Последствия наркотического бреда. Я ушел из дому в четырнадцать лет, много путешествовал и очень хотел заниматься музыкой. Когда мне было шестнадцать, я играл в одной группе в Мексике. То есть на самом деле мы ничего толком не играли, потому что не умели, да и музыка у нас была, прямо скажем, дурацкая. Нас было трое нищих гринго лет по 15-16, и мы постоянно попадали в какие-то жуткие неприятности. Позднее я начал все это записывать. Так родился сценарий телешоу и идея создания The Monkeys.
- На фестивале показывают ваши эротические короткометражки... Они-то как появились?
- А вам достаточно лет, чтобы задавать такие вопросы?
- Хотите, паспорт покажу.
- Снял их исключительно для удовольствия. Например, фильм "Porn.com" я сделал меньше чем за три дня. Увидел его в первый раз на большом экране и подумал: "Черт, а выглядит-то неплохо". Самое приятное, что такой милый фильм можно снять очень быстро. Любой, у кого есть идеи, может сделать то же самое.
- Рассказывал ли вам ваш друг Джек Николсон о том, как его в прошлом году принимали в России?
- Да, и это было в новинку: в отличие от меня, Джек не любит путешествовать. Я же побывал практически везде, кроме России. Меня очень удивило то, что Николсон вообще согласился ехать, а когда он вернулся, я набросился на него с расспросами - то, что обычно делает он. Джек сказал: "Боб, это было отлично. Поезжай теперь ты, не пожалеешь". И я действительно не жалею.
А что вы думаете об этом?