Судья Владимир Сердюков, известный тем, что оправдал обвиняемых по делу о взрыве на Котляковском кладбище, читал приговор почти 3 часа. Когда он дошел до строчки "немедленно освободить подсудимых из-под стражи", по залу пронесся одобрительный гул, у некоторых подсудимых на глаза навернулись слезы (они провели в СИЗО "Матросская тишина" от 3 до 4,5 лет). Оправданные экс-начальник разведки штаба ВДВ полковник Павел Поповских, командир отряда особого назначения 45-го полка ВДВ майор Владимир Морозов, его заместители Александр Сорока и Константин Мирзаянц, предприниматель Константин Барковский, а также замдиректора частного охранного предприятия "Росс" Александр Капунцов были освобождены в зале суда.
- Суд дал объективную оценку материалам уголовного дела. У обвинения был принцип: под определенное мнение подгонялись события из жизни людей, а также фразы, вырванные из контекста, - заявила "Известиям" адвокат Павла Поповских Елена Томашевская.
Со своей стороны, государственный обвинитель Ирина Алешина, не исключавшая оправдательного приговора, заявила, что "не согласна с решением суда, но не считает его полным разгромом обвинения".
- Приговор, безусловно, будет опротестован, - подчеркнула она.
Родители погибшего журналиста Юрий и Зоя Холодовы выглядели обескураженными и расстроенными.
- Из этого приговора получается, что во всем виноват наш сын, - сказал Юрий Холодов.
Корреспондент "МК" Дмитрий Холодов погиб 17 октября 1994 года при взрыве "дипломата", в котором, как он предполагал, находятся важные документы. Дмитрий принес "дипломат" в редакцию из камеры хранения Казанского вокзала. Как установило следствие, в "дипломате" было установлено самодельное взрывное устройство фугасного типа. Следователи полагали, что причиной убийства журналиста стали его публикации о фактах коррупции в Минобороны. Обвиняемыми были признаны Павел Поповских и еще 5 человек бывших и действующих офицеров ВДВ, недовольных статьями Холодова, по версии следствия. По делу проходил экс-министр обороны Павел Грачев, который отдал распоряжение относительно Холодова: "Разобраться и доложить". По словам Грачева, он "не имел в виду физическое устранение журналиста".
Полковник Павел ПОПОВСКИХ:
Мы подадим иски о возмещении морального ущерба
Бывший начальник разведки штаба ВДВ полковник Павел Поповских, оправданный по делу об убийстве журналиста "МК" Дмитрия Холодова, сразу после вынесения приговора дал интервью корреспонденту "Известий" Евгению ЧУБАРОВУ.
- Вы ожидали другого решения суда?
- Я рассчитывал только на оправдательный приговор. Когда услышал, что оправдан, не почувствовал ни облегчения, ни радости. Воспринял как должное. Я так долго ждал этого момента, что у меня не хватило сил на радость.
- Что будете делать в ближайшее время?
- Отдыхать. А вообще мы намерены подать иски о возмещении морального ущерба.
- Планируете вернуться в ВДВ?
- Мне уже 56-й год. Полковники служат только до 55 лет при всех благоприятных условиях. Я, конечно, хотел бы принести какую-то пользу и родине, и армии. Но уже в каком-нибудь ином качестве.
- У вас есть чувство обиды за то, что провели столько времени в тюрьме?
- На кого обижаться? Обижаться на государство, на службу я просто не могу. А на этих уродов... Ну они и есть уроды.
- Вы имеете в виду представителей следствия?
- Да.
- Государственный обвинитель Ирина Алешина намерена опротестовать приговор.
- Конечно, как она может согласиться? Ведь она надзирала за следствием. По ее вине мы сидели. По ее вине были сделаны подлоги. Приведу один пример. 3 августа 1999 года было заседание Мосгорсуда - тогда прокуратура запрашивала дополнительно полгода для ознакомления с материалами дела. Продлить можно только при одном условии - предварительное следствие должно было быть закончено за месяц до суда, то есть 3 июля. Они же закончили следствие 28 июля. А Алешина предъявила бумаги, что следствие закончено 5 июля, - прямой подлог. Таких примеров масса.
Прямая речь
Павел ГУСЕВ, главный редактор газеты "Московский комсомолец":
- Мы разочарованы приговором. Судья Сердюков вообще человек неоднозначный. Мы помним суд по взрыву на Котляковском кладбище: он оправдал подсудимых, а следующая судебная инстанция отменила его приговор. Он предвзято относился к обвинению. Мы знаем, что он получил звание генерала незадолго до вынесения приговора. По нашим данным, он использовал в личных целях автотранспорт 45-го полка, где служили обвиняемые. Но самое главное в другом: власть этим оправдательным приговором вынесла обвинительный приговор очень многим журналистам, которые погибли. Журналисты стали еще более беззащитными.
И у нас, и у Генпрокуратуры есть уверенность, что оправданные военные на самом деле виновны в гибели Дмитрия Холодова.
А что вы думаете об этом?