Впервые на экономическом совещании такого уровня (форуму, невзирая на критику в его адрес, упорно примеряют лавры второго Давоса) был поднят вопрос, относящийся скорее к сфере госстроительства.
Прежде основной мыслью многочисленных дебатов, касающихся местного самоуправления, были межбюджетные баталии: как правильно поделить казенные деньги. Этим в течение года занимались в том числе и в 8 рабочих группах комиссии по реформированию федерации. Итог - в ближайшее время будут разработаны новые законы и приняты поправки в уже действующие, которые должны четко "расслоить" источники доходов и сферы ответственности по уровням власти с соответствующими санкциями за неисполнение обязательства. Чтобы в собственной несостоятельности невозможно было обвинить несовершенство законодательной базы или диктат "вышестоящих инстанций".
Поэтому уместно стало озаботиться пополнением муниципальных бюджетов другим, как его назвали в стенах Таврического дворца -"нетрадиционным", путем (традиционным был признан вариант бесконечного выколачивания денег). Этому и был посвящен "круглый стол" петербургского Экономического форума, организованный комитетом по местному самоуправлению сената.
- Задача "круглого стола" - расшатать ситуацию, - сказал
"Известиям" глава комитета Рафгат Алтынбаев, - и раскрыть зонтик для всех, кто ратует за развитие местного самоуправления. К сожалению, в России, кроме двух общеизвестных бед, есть еще одна - мы не умеем учиться друг у друга. Например, тому как, не нарушая Бюджетный кодекс, активно участвовать в экономике региона.
По мнению Алтынбаева, "тема требует других подходов, разговоров и уровня". Оптимистично прозвучало заверение сенатора о том, что на этот раз говорить о "прописных истинах" они не будут.
Время пространных разговоров о "привлечении инвестиций" закончилось, "расшатывали" стол участники. Инвестиции нужны, но пора учиться добывать их самостоятельно, а не ждать, когда они свалятся (или кто-то их свалит) на голову. Муниципалитетам предлагается учиться самостоятельно создавать стимулы в экономике, но прежде - упорядочить уже имеющееся хозяйство. В частности, пересчитать принадлежащую им недвижимость (до сих пор существует масса "неучтенных объектов", требующих инвентаризации), начать активно привлекать деньги населения для инвестиций в родной город.
Для того чтобы прозвучавшие за "круглым столом" советы воплотить в жизнь, требуется принять ряд федеральных законов (например, о гарантиях инвестиционной деятельности населения) и заручиться поддержкой жителей территории. Президент Союза развития наукоградов России, рассказывая об успешном развитии Дубны, Обнинска и других небольших научных городков, обреченных в свое время на умирание (почти все они финансировались от "оборонки" и со смертью "военной экономики" чуть было не отправились вслед за ней), дал уже апробированный рецепт успеха: необходима высокая степень доверия людей к местной власти. Только в этом случае заработают финансовые механизмы - и закладная ипотека, и муниципальные займы по телефонизации, и инвестирование в энерго- и ресурсосбережение. Наукограды, сумевшие выжить, теперь даже становятся образовательными центрами, демонстрируют неплохой экономический рост.
А что вы думаете об этом?