- Береговая охрана Норвегии, пользуясь временным ослаблением нашего государства, требует от нас выполнения правил вылова в районе Шпицбергена, установленных Норвегией в одностороннем порядке. Наши корабли задерживают, тщательно досматривают - так обрисовал "Известиям" обстановку председатель Мурманской областной думы Павел Сажинов. По его словам, Россия этих правил не признает, поскольку воды вокруг архипелага не находятся под юрисдикцией Норвегии. У Шпицбергена же наши рыбаки вылавливают четверть всей рыбы, добываемой в Баренцевом море.
По сообщениям информационных агентств, "Североморск" ушел в поход по просьбе Госкомрыболовства России. Когда в море выходят наши корабли, неважно - из ВМФ или пограничные, то норвежцы свой пыл смиряют и на наших не покушаются, считают в данном ведомстве. Поэтому выход "Североморска" - демонстрация силы России.
- Сейчас в районе Шпицбергена находится наш пограничный корабль и будет находиться столько, сколько надо. Идет постоянный контроль за промыслом в районе архипелага, слава богу, горючки в этом году хватает, - рассказал "Известиям" заместитель начальника регионального арктического Управления ФПС, командующий морскими силами контр-адмирал Валерий Лобасов.
- Рыбаки же не против выполнения правил, всегда подчиняются требованиям о проведении досмотра, - сообщил "Известиям" Николай Мандрин, представитель мурманской фирмы "Баренцфиш", чей траулер "Чернигов" в апреле прошлого года норвежцы задержали в районе Шпицбергена и отвели в порт Тромсе. Корабль удалось освободить лишь через несколько месяцев, заплатив штраф. - Однако, когда рядом находятся военные, все же спокойнее. Во времена СССР они сопровождали нас в любой точке Мирового океана.
По мнению бывшего командующего Северным флотом, а ныне члена Совета федерации адмирала Вячеслава Попова, российские рыбаки и сейчас должны чувствовать себя защищенными.
- Эта одна из задач, поставленных перед ВМФ, - заявил "Известиям" адмирал. - Флот же выполняет ее в меру обеспеченности ресурсами.
В МИД России, однако, не подтвердили, что корабль ушел отстаивать именно интересы рыбаков. "По нашим данным, речь идет о плановом походе, в ходе которого решаются обычные в таких случаях задачи, - заявили "Известиям" на Смоленской площади. - Маршруты военных кораблей, как вы, наверное, знаете, определяются не в Госкомрыболовстве России".
- Мы были искренне удивлены сообщениями о "направлении российского боевого корабля в поход на охрану рыбных ресурсов России в Баренцево море", - заявил "Известиям" посол Королевства Норвегия в Москве Ойвинд Нордслеттен. - У нас никогда не было и нет никакого желания вытеснить российских рыбаков из района промысла у берегов Шпицбергена. Наоборот, норвежцы хотели бы укрепить и расширить межгосударственные связи в области рыболовства. Диалог по этому вопросу идет постоянно. Конечно, мы не во всем и не всегда абсолютно едины, но спорные вопросы норвежцы и русские в состоянии решать без противолодочных кораблей. Что касается "Североморска", то мы считаем, что такие военные суда выходят в морские походы в соответствии с международным правом.