На прошлой неделе режиссер Патрис Леконт представил в Москве свою новую картину "Улица наслаждений" - фильм выйдет в наш прокат в этот четверг и станет таким образом последней заметной премьерой перед Московским кинофестивалем.
За два года до того, как в Париже на свет появился Патрис Леконт, во Франции официально закрыли публичные дома, в которых отогревалась и приходила в себя вся послевоенная Европа.
Режиссер не застал ни расцвета, ни упадка официально разрешенной проституции, но воображение и неизбывная тоска по прекрасному подсказали ему построить на улице наслаждений собственный кинематографический рай.
Фильм Леконта, по грустному признанию самого режиссера, провалившийся во французском прокате, - это полуторачасовая апология самообмана, настолько прекрасного, что за него совершенно не жалко умереть, и настолько заразительного, что, даже пребывая в здравом уме, не поверить в него нельзя.
Три уличные девицы под окном, мокрые и невостребованные, вспоминают историю Малыша Луи, родившегося и выросшего в публичном доме, и всю свою жизнь посвятившего наивной вере в то, что среди проституток может инкогнито жить богиня, а среди клиентов оказаться тот, кто возведет ее на Олимп. Когда на улице наслаждений появляется Марьон, герой понимает, что час пробил - пришла та, о ком он будет заботиться всю жизнь. Когда Марьон чувствует усталость, Малыш Луи хочет спать, когда у нее болит голова, он пьет таблетки, когда она проходит кастинг в мюзик-холле, он упивается триумфом, когда она влюблена, он счастлив, а если она умрет, то ему не останется ничего, кроме как застыть навсегда, сжимая в руках ее голову.
Вера Луи так сильна, что и Марьон, вместо того чтобы превратиться в циничную профессионалку, начинает отыскивать в глазах клиентов обещание подлинной любви, эпизодические выступления в кафешантанах принимать за начало эстрадной карьеры, а в каждом шорохе за дверью угадывать мистические знаки.
Правда, которую не хотят замечать ни здравомыслящие проститутки, ни зрители в зале, заключается в том, что Марьон поет не попадая в ноты, носит нелепое платье в цветочек и держится на сцене чудовищно неуклюже. В том, что напророченный ей Малышом Луи возлюбленный Дмитрий Жоско - убийца, спекулянт и мародер, а сам Луи - не повзрослевший городской сумасшедший.
Очарованный собственноручно сотворенным мифом Леконт тем не менее выдает истину самым безжалостным кастингом. Исполнительница роли Марьон, фотомодель Летиция Каста, принципиально не должна ничего играть - ей надо просто смотреть в камеру, плавно поворачивать голову и становиться время от времени силуэтом, исчезающим среди полуразрушенных войной парижских домов. Дмитрий Жоско, сыгранный Винсентом Эльбасом, - абсолютно карикатурный красавец с профилем, словно нарисованным добросовестным иллюстратором из "Детгиза". Патрик Тисми, ставший Малышом Луи, и вовсе комический актер, приглашенный Леконтом на трагическую роль.
Закрытие публичных домов становится для персонажей "Улицы наслаждений" изгнанием из рая, за пределами которого немногие верят в волшебство, но многие готовы выстрелить в голову.
А что вы думаете об этом?