Спецоперация началось 21 мая, после того, как командование объединенной группировки получило информацию, что в Мескер-юрт вошла группа боевиков - около ста человек. Селение сразу было заблокировано, никому не разрешалось ни выехать, ни въехать в него. Исключения не делались ни для машин "Скорой помощи", ни для машин с продовольствием. Прочесывающие село разведгруппы постоянно попадали под обстрелы боевиков, засевших в домах и даже в мечети. По словам правозащитников из "Мемориала", российские военнослужащие, проводящие зачистку, без суда убивали мирных жителей, около 60 человек были арестованы и увезены в неизвестном направлении. А на тех, кого после проверки отпускали, были следы побоев и пыток.
В субботу, по словам главы администрации Шалинского района Чечни Шерипа Алихаджиева, селение было частично разблокировано -- пропускаются машины с продовольствием, медикаментами. Снято ограничение на проезд "Скорой помощи". Однако местных жителей по-прежнему не выпускают из Мескер-юрта.
Военные все обвинения правозащитников в свой адрес опровергают. "У нас с "Мемориалом" нормальные рабочие отношения, когда есть проблемы, их представители приходят ко мне, мы разбираемся по каждому случаю, -- рассказал "Известиям" заместитель военного коменданта Чечни полковник Селим Цуев. - Но я их не видел уже недели три". По словам Цуева, "задержанные в ходе спецоперации есть, все они тщательно проверяются на причастность к бандформированиям". По данным "Известий", во время зачистки ликвидировано 8 участников незаконных вооруженных формирований, в том числе эмир ваххабитов Мескер-юрта Адам Салтамирзаев по кличке "Черный Адам".
- Операцию мы будем проводить до полного выявления, задержания или уничтожения боевиков, - подчеркнул полковник Цуев. - Если бы мы проводили ее как раньше - жестко, то все бы уже закончили, но сейчас все делаем строго по приказу № 80 командующего группировкой генерал-лейтенанта Молтенского. Главное - не повредить мирным жителям.
Прокурор Чечни Николай Костюченко рассказал "Известиям", что в Мескер-юрте вместе с военнослужащими постоянно находятся сотрудники прокуратуры республики.
- Жалобы местных жителей есть, в основном на незаконное задержание, пропажу личных вещей после обысков. Каждую жалобу мы тщательно проверяем, но пока серьезных нарушений не отмечено.
А что вы думаете об этом?