В первые дни после возвращения в эфир бесконечные напоминания "Мы вернулись", "Мы в эфире" выглядели даже трогательно, а временами и забавно. Шутили на эту тему Хрюн со Степаном в программе "Тушите свет", посвятив событию куплет: "Все в эфире как один./ Те же люди рулят,/ Но надолго ли нам, блин,/ Наш канал вернули?" Шутил там же, в "Тушите свет", правда отчего-то на блатном жаргоне, виртуальный Примаков: "Такой уникальный коллектив с кичи на волю откидывается".
Сам Евгений Киселев, в особом чувстве юмора не замеченный, напротив, наполнял событие пафосом. Открывая воскресные "Итоги", он глубокомысленно, как это ему свойственно, изрек: "Мы вернулись". Сделав долгую паузу, продолжил: "Мы постараемся вас не разочаровать". Снова пауза - "Вот увидите".
То, что мы вслед за многообещающим заявлением Киселева увидели и наблюдали долгих два с лишним часа, стало, увы, первым разочарованием от ТВС: главный редактор канала и ведущий "Итогов" умудрился совместить в одном флаконе, то есть формате, чуть ли не все существующие на ТВ формы и жанры - аналитику, ток-шоу, интервью, видеообзор, репортаж, компьютерную анимацию, художественное чтение, интерактивные опросы... Не хватало только девушек на подтанцовке, что, впрочем, было бы эпигонством по отношению к аналитику РТР Николаю Сванидзе, уже пытавшемуся в прошлом сезоне сделать "Зеркало" максимально синтетическим и вводившему в программу не только танцовщиц в коротких юбочках, но даже медведей, ослов и слонов.
Параллельно выходящим в эфир программам "уникальный коллектив, откинувшийся с кичи на волю" рекламировали и продолжают рекламировать по многу раз на дню посредством специально изготовленных "пром" - промоутирующих, а по-русски говоря, продвигающих товар к зрителю роликов. Вот из темноты под патетическую музыку начинает высвечиваться-проступать мужской силуэт. Музыка все громче - крещендо! Свет подбирается ближе и ближе к лицу: ба, да это Шендерович, по мере ускорения музыкального темпа трансформирующийся то в Осокина, то в Кара-Мурзу, а то и в Максимовскую с Зайцевой. Мол, как здорово, что все мы здесь сегодня собрались, а точнее - почти все, как были вместе, так и остались.
Ну, здорово. Но не каждые же четверть часа этой радостной вестью эфир прерывать. Тем более что вскоре выяснилось: на канале пока нет рекламы. Нам бы, зрителям, смотреть да радоваться - нечаянное счастье привалило, возможное на других каналах лишь по случаю больших государственных праздников. Не тут-то было. Вместо опостылевшей, но хотя бы разнообразной рекламы (в одной рекламной паузе - пиво, кофе и прокладки, в другой - шампунь от перхоти и памперсы, какой-никакой, а выбор) на канале ТВС бесконечные повторы саморекламы да анонсы.
Фильм Светланы Сорокиной "Лебедь" начали анонсировать с прошлой субботы. До вечера четверга, когда фильм наконец-то показали, его анонс успел набить оскомину и ничего, кроме бесконечного раздражения, не вызывал: "Слово "лебедь" с недавних пор изменило свое первоначальное значение, - утверждала Сорокина, стоя на фоне Саянских гор. - И теперь, когда мы его произносим, мы в первую очередь вспоминаем о человеке". Да ничего подобного, хотелось яростно возражать автору. Скажите нормальному человеку: "Вон лебедь плывет". Только сумасшедший стал бы вертеть головой, ожидая появления в воде генерала и губернатора, а не красивой длинношеей птицы. Между тем в качестве анонса выбрали всего лишь не самую удачную подводку Сорокиной к очередному эпизоду фильма, в чем, разумеется, сама Светлана абсолютно не виновата, ибо фильм как раз можно назвать одной из первых удач обновленного канала: спокойный и объективный анализ военной и политической карьеры покойного Александра Лебедя, отличная операторская и режиссерская работа, точно выбранная интонация.
К концу первой недели вещания назойливая повторяемость саморекламирующих роликов стала восприниматься как досадная и удручающая помеха в эфире. Кстати, самой навязчивой оказалась реклама Виктора Шендеровича и его новой программы, которая так и называется - "Помехи в эфире". Шендерович в посвященном лично ему ролике густо обмазывает бороду пеной, потом медленно бреется, надевает галстук, цепляет на нос очки - и врывается в студию, где, запнувшись о провода, с грохотом рушится на пол. Смешно. Но, как и любая шутка, поначалу. К тому же сам ролик получился смешнее, чем первый выпуск программы "Помехи в эфире", в которой большинство сюжетов и комментариев о том, "чего никогда не было в действительности", оказались на редкость плоскими и неостроумными, а кое-какие и бестактными. Как, к примеру, виртуальное поздравление Березовским команды бывшего ТВ-6 с выходом в эфир: "Приятно снова увидеть всех на экране - Женю, Свету, Марьяну. Горько думать, что такая замечательная команда снова скоро лишится эфира. И пусть враги свободы слова знают - меньше чем за 200 миллионов меня не сломишь..."
Все это - и неуместный в некоторых случаях полемический задор, и неудачный юмор, и саморекламирование, кажущееся самолюбованием, - разумеется, можно списать на издержки "проклятого прошлого". Само потом пройдет, когда команда окончательно выйдет из окопов и привыкнет к мысли, что война закончилась.
А вот запуск очередного и страшно затратного во всех отношениях проекта "За стеклом-3", пожалуй, уже сегодня следует отнести к серьезному продюсерскому и менеджерскому просчету. Третье по счету "реальное шоу", запущенное каналом, оказалось и не реальным, и не шоу. "Теперь ты в армии" называется новый застекольный проект, но если это армия, то я, как любил говорить мой прежний главный редактор, африканский негус.
Участники проекта - четыре девушки и шесть молодых людей - живут в одной казарме, отчего самым зрелищным из всего шоу получается выполнение команды "Отбой". Надо было видеть ухмыляющееся лицо сержанта, отрабатывавшего с курсантами эту команду, когда "новобранки" в миниатюрных кружевных трусиках и замысловатых лифчиках пытались уложиться в отведенный на раздевание норматив! Да и патлатые новобранцы тоже в армии куда как уместны. Сержанты-инструкторы при всем их желании не могут сохранять командирскую строгость и вместе с подчиненными им бойцами то и дело хихикают, превращая "реальное шоу" в фарс. Для чего при этом надо было тащиться в Киев и комплектовать команду из "хохлов" и "москалей" - тем более непонятно. Такую "армию" можно было организовать и в Подмосковье. Отчеты же из "армии", которые идут по три раза в день в эфире ТВС, напоминают плохие репортажи: скучные, с невыразительной "картинкой" и дурным "конферансом" ведущих, забирающихся для пущего эффекта на крышку люка боевой машины.
Вероятно, продюсеры, вкусившие оглушительного успеха, не менее оглушительного скандала и впечатляющих рейтингов от первого проекта "За стеклом", решили, что поймали бога за бороду. А весь шум-то случился оттого лишь, что они были первыми. И, кстати, участников того застеколья никто не заставлял ползать по плацу или готовить последний бифштекс. Они просто жили, общались как могли и тем оказались большинству зрителей интересными. Участники двух следующих проектов вынуждены жить не своей жизнью в нереальных для них обстоятельствах - как в кино. Но лучше тогда настоящее кино, чем кое-как снятое реальное шоу с плохими актерами и бездарной режиссурой.
В общем, запрограммированный творцами успех чаще всего оборачивается поражением. Особенно если кажется, что ты и только ты владеешь формулой этого успеха. Как там советовал поэт? "Но пораженье от победы ты сам не должен отличать". Ей-богу, найдется кому отличить. На то и зритель, чтобы канал не дремал.
А что вы думаете об этом?