4 июня окружной прокурор федерального округа Манхэттен Роберт Моргентау (Robert Morgenthau) предъявил официальное обвинение в неуплате налогов Деннису Козловски (Dennis Kozlowski). Накануне Козловски подал в отставку с постов президента и генерального директора одного из самых известных американских конгломератов - компании Tyco. Стало ясно, что компания прекратит свое существование в прежнем виде. Так закончилась крахом еще одна попытка сколотить наскоро бизнес-империю.
Официальной версией отставки гендиректора стали "личные причины". По неофициальной же интерпретации, ему предложили уйти "по собственному желанию", так как в противном случае компании пришлось бы выплатить неустойку по контракту в размере $120 млн и скандал вышел бы из берегов.
Суть преступления Козловски заключалась в следующем. Шеф компании истратил от $8 млн до $12 млн на картины старых мастеров, позаимствовав недостающие деньги из кассы компании (потом он вернул изъятое, но не уплатил проценты). Затем картины по документам отправились в штаб-квартиру компании в штате Нью-Хемпшир, но реально остались висеть в квартире гендиректора в Манхэттене. Таким образом Козловски удалось "сэкономить" на налогах штата от $650 тыс. до $1 млн. Непонятно зачем понадобилась такая экономия одному из самых известных людей Америки, заработавшему за последние два года не менее $97 млн (еще около $240 млн принесли ему операции с опционами).
Козловски - блестящий пример реализации "американской мечты". В 1992 году он возглавил малоизвестную компанию Tyco Laboratories, созданную еще в 1963 году Артуром Розенбергом (Arthur Rosenberg). Правда, к тому времени она уже начала активную экспансию на рынке, скупая подразделения других фирм. К моменту заступления на пост нового руководителя размер ее продаж составлял около $3 млн. Козловски поставил дело на профессиональную основу и смог превратить лабораторию в гигантский конгломерат, который занимался производством различного электронного оборудования, прокладкой подводных коммуникаций, оказанием финансовых услуг. В результате акции компании с 1992 по 1999 год выросли в 15 раз, что облечало проведение сделок (Tyco обычно расплачивалась за покупку своими акциями). К концу 90-х капитализация компании составила около $120 млрд, а сам Козловски получил кличку "Деннис - сделка месяца". За последние три года было истрачено около $7 млрд и совершено около 800 различных "корпоративных покупок".
На гребне успеха жесткий менеджер начал превращаться в любителя сладкой жизни. Он покупал яхты и дома, предпочитая передвигаться на вертолетах или мотоцикле. К концу 90-х отец-основатель начал потихоньку продавать акции своего детища (суммы этих продаж составили примерно $300 млн). Подобная модель поведения не очень устраивала основных инвесторов компании. Дело в том, что на волне "технического бума" ценные бумаги Tyco, владевшего реальными активами, стали привлекательными для достаточно консервативных инвесторов - фондов взаимных вложений и страховых компаний, которые, как правило, не рисковали вкладывать средства в так называемые "дот-комы" - акции интернет-компаний, считавшиеся слишком рискованными объектами для инвестиций.
Но конгломераты - очень сложный бизнес. Правильную его оценку в условиях постоянного приращения активов дать было невозможно. "Поэтому, - считает старший редактор журнала "Forbes" Нейл Вейнберг ( Neil Weinberg), - покупка акций подобных компаний может быть лишь на основе веры в руководителя". Инвесторы просто слушали Козловски и верили ему. Козловски же играл все более рискованные партии. В бухгалтерских отчетах компании фиксировалась прибыль, в то же время долги компании постоянно увеличивались и составляют сейчас более $24 млрд.
Дополнительным фактором риска стала оффшоризация компании. В 1997 году компания была перерегистрирована на Багамах. Международный бизнес управлялся из Люксембурга.
В результате, по мнению аналитиков, компании удалось снизить налоговые выплаты до 20% (примерно наполовину). Однако этот шаг привел к утрате доверия многих инвесторов, которые не привыкли иметь дело с производственными оффшорами.
Первым предупредительным звонком стало расследование в 1999 году бизнес-практики компании комиссией по ценным бумагам США (SEC). Оргвыводов тогда не последовало. Но настоящим испытанием для сложного и непонятного бизнеса стало банкротство американского энерготрейдера - компании Enron, который был известен своими сложными финансовыми проводками. Скандал накрыл тогда и Tyco - выяснилось, что компания выплатила $7 млн одному из членов совета директоров в качестве комиссионных за помощь в проведении сделки ("Финансовые Известия" писали об этой истории в одном из обзоров американского фондового рынка). Скандал удалось замять, но инвесторы требовали большей прозрачности. Козловски выступил с инициативой коренной реорганизации своего бизнеса. Из состава конгломерата выделялись фирмы по направлениям - финансы, электроника, медицинские приборы, электронные системы, безопасность. Рынок успокоился, но, как выяснилось, ненадолго.
Джеффри Зонненфелд (Jeffrey Sonnenfeld) из Йельской школы менеджмента считает, что история Tyco типична - конгломераты обычно рушатся. "Покупать компании гораздо легче, чем управлять ими как единым бизнесом", - говорит профессор "Финансовым Известиям". По его мнению люди, строящие подобные империи, движимы своим "Я", не особенно отдавая отчет в том, как будут управляться эти империи.
Теперь все внимание бизнес-сообщества приковано к самому главному мировому конгломерату - компании General Electric. Как и в случае с Tyco, непонятно чем вызван рост фирмы - хорошими результатами менеджмента или же просто в результате приобретений. Внешний инвестор не может принимать самостоятельного решения из-за сложности финансовой структуры компании. Ему остается лишь верить, что управляющие "не подведут".
А что вы думаете об этом?