Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп на год продлил введенное Байденом чрезвычайное положение в США
Происшествия
В Самаре подросток на электросамокате сбил 9-летнего мальчика
Мир
Лукашенко назвал причинами конфликта на Украине национализм и хаос в экономике
Происшествия
Пожар вспыхнул на востоке Москвы
Мир
В Словакии осудили послов ЕС за отказ почтить память советских солдат
Мир
СМИ сообщили об обстреле корабля береговой охраны Греции турецкими контрабандистами
Армия
Операторы БПЛА нанесли поражение опорным пунктам ВСУ на правобережье Днепра
Спорт
«Трактор» сумел трижды забить минскому «Динамо» на последней минуте матча
Мир
В МИД Ирана назвали целью переговоров в Омане обеспечение национальных интересов
Происшествия
Мужчина пострадал при атаке беспилотника ВСУ на автомобиль в Белгородской области
Спорт
ЦСКА обыграл «Оренбург» и одержал пятую победу подряд в РПЛ
Наука и техника
Студенты из Омска создали платформу для защиты детей и пенсионеров от мошенников
Мир
Иран и США договорились о продолжении переговоров на следующей неделе
Мир
Пятеро из 11 ранее задержанных в Тунисе россиян вернулись в Москву
Мир
Более 40 человек пострадали при распылении слезоточивого газа в музее Гамбурга
Мир
Министр обороны Великобритании указал на критический момент конфликта на Украине
Мир
На Украине от жителей потребовали «закрыть рты» на тему демобилизации

Судный день

Власти Большого театра могут говорить что угодно, призывая поверить, что две оперные премьеры - "Сила судьбы" и "Адриенна Лекуврер" - у них уже в этом сезоне состоялись. Но это были взятые в аренду спектакли, а значит, - в соответствии с отечественным менталитетом - "не свои, не настоящие". "Хованщина", премьерные показы которой начинаются в пятницу, - из другой весовой категории. Тут все по-честному: и постановка - своя, и название - знакомое. Кроме того, оно еще и знаковое. И именно это обстоятельство делает проект сколь амбициозным, столь и рискованным
438
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Наверное, есть оперы, способные поспорить с "Хованщиной" туманностью своего смысла. Но вряд ли найдется еще одна, которая столь непостижимым образом совмещает эту туманность с бесспорной философской глубиной. Совершенно очевидно, что в опере, которая начинается с доноса и заканчивается массовым самоубийством, речь идет об очень серьезных вещах. Но о каких именно, с чьих позиций изложенных, и вообще кто прав, кто виноват и что делать - этого в ней не поймешь. "Хованщина" - птица-феникс. Само название, происходящее от комментария Петра Первого по поводу раскрытого им заговора князей Хованских, темно и бесформенно. "Хованщина" не интерпретирует и не анализирует пресловутую загадочную душу русского народа, а сама является непосредственным выражением этой самой души. Несложно себе представить, какие обязательства эта опера накладывает на любого, кто решается с ней иметь дело. Таких за последние полвека в Большом театре было немного. В 50-е годы - постановка Баратова-Голованова-Федоровского в стиле "большой сталинской оперы" (редакция Римского-Корсакова). В 90-е - спектакль Ростроповича-Покровского с постперестроечным покаянным пафосом (редакция Шостаковича). Теперь, в завершение своего первого сезона в Большом, "Хованщину" ставит молодой главный дирижер Александр Ведерников, старающийся затронуть в опере про церковный раскол актуальные для нашего времени струны. "Хованщина" - открытая система, - эффектно заявляет Ведерников, - конфликт в ней не разрешается, и в этом - ее большой авангардный смысл". Пока рано говорить о том, насколько этапной получилась эта постановка у художника Вячеслава Окунева (скорее традиционалиста), режиссера Юрия Александрова (скорее модерниста) и певческой команды, в которой есть и свежие поступления (Валерий Гильманов, Михаил Губский, Михаил Урусов), и непременный харизматический бас Большого - Владимир Маторин. Но что уже можно обсуждать, так это выбор редакции, который в данном случае является вполне концептуальной проблемой. Свою оперу Мусоргский не окончил, и с тех пор многие композиторы (включая Равеля и Стравинского) пытались исправить его гениальную оплошность. Наиболее употребимых редакций у "Хованщины" две - Римского-Корсакова и Шостаковича. Первую любила советская власть, поэтому в последнее время моднее была вторая. Ведерников выбрал немодного Римского-Корсакова, заявив, что просто его до сих пор по-настоящему никто не понимал. Что на самом деле "Голованов подверг эту редакцию в 50-е основательной ревизии, переделал оркестровку под шикарный сталинский стиль, в то время как исконная партитура Римского-Корсакова - проста, аскетична, сурова и, видимо, наиболее соответствует тому, что имел в виду Мусоргский". Сегодня решится, насколько то, что сделали Ведерников с Александровым, соответствует нашему времени. Большой театр (292 00 50, 292 99 86), 7 и 9 июня. Пять основных событий пятницы - воскресенья Выбор "Известий" - Премьера "Хованщины" в Большом театре. - Огромная выставка древнеегипетского искусства "Путь к бессмертию" в ГМИИ имени Пушкина. - Выставка "Портрет жены художника" в Московском Центре искусств. - Конкурс имени Чайковского. - Спектакль "Лицедей" в постановке Миндаугаса Карбаускиса в "Табакерке" А что вы думаете об этом?
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением