Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Медведев предупредил о возможных рисках в случае прихода «нового Байдена»
Мир
В Тбилиси проходит митинг против арабизации Грузии и нелегальных мигрантов
Мир
Канцлер ФРГ подал почти 5 тыс. уголовных заявлений против интернет-критиков
Спорт
Московское «Динамо» победило «Трактор» в матче КХЛ со счетом 8:4
Мир
В Китае при строительстве подземного перехода погибли пять человек
Мир
Дмитриев назвал Каллас подарком для мира
Мир
Посол Украины в США рассказала о нерешенных вопросах после встречи в Майами
Мир
В Германии назвали новую стратегию нацбезопасности США ответом Путину
Происшествия
Мирный житель пострадал в результате атаки БПЛА в белгородской Борисовке
Мир
Хегсет объявил о завершении «утопического идеализма» в политике США
Общество
МВД РФ опровергло сообщения СМИ о рекомендациях отказаться от биометрии
Общество
Павел Дуров отреагировал на победу Петра Яна в титульном поединке UFC
Общество
Путин на предстоящей неделе встретится с героями Отечества
Мир
В Верховной раде сообщили о присутствии жены Зеленского на пленках Миндича
Мир
Нетаньяху анонсировал встречу с Трампом в декабре
Общество
Губернатор Запорожской области сообщил о временных проблемах с электроснабжением
Мир
В Верховной раде назвали критической ситуацию с поставками вооружения Украине

Судный день

Власти Большого театра могут говорить что угодно, призывая поверить, что две оперные премьеры - "Сила судьбы" и "Адриенна Лекуврер" - у них уже в этом сезоне состоялись. Но это были взятые в аренду спектакли, а значит, - в соответствии с отечественным менталитетом - "не свои, не настоящие". "Хованщина", премьерные показы которой начинаются в пятницу, - из другой весовой категории. Тут все по-честному: и постановка - своя, и название - знакомое. Кроме того, оно еще и знаковое. И именно это обстоятельство делает проект сколь амбициозным, столь и рискованным
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Наверное, есть оперы, способные поспорить с "Хованщиной" туманностью своего смысла. Но вряд ли найдется еще одна, которая столь непостижимым образом совмещает эту туманность с бесспорной философской глубиной. Совершенно очевидно, что в опере, которая начинается с доноса и заканчивается массовым самоубийством, речь идет об очень серьезных вещах. Но о каких именно, с чьих позиций изложенных, и вообще кто прав, кто виноват и что делать - этого в ней не поймешь. "Хованщина" - птица-феникс. Само название, происходящее от комментария Петра Первого по поводу раскрытого им заговора князей Хованских, темно и бесформенно. "Хованщина" не интерпретирует и не анализирует пресловутую загадочную душу русского народа, а сама является непосредственным выражением этой самой души. Несложно себе представить, какие обязательства эта опера накладывает на любого, кто решается с ней иметь дело. Таких за последние полвека в Большом театре было немного. В 50-е годы - постановка Баратова-Голованова-Федоровского в стиле "большой сталинской оперы" (редакция Римского-Корсакова). В 90-е - спектакль Ростроповича-Покровского с постперестроечным покаянным пафосом (редакция Шостаковича). Теперь, в завершение своего первого сезона в Большом, "Хованщину" ставит молодой главный дирижер Александр Ведерников, старающийся затронуть в опере про церковный раскол актуальные для нашего времени струны. "Хованщина" - открытая система, - эффектно заявляет Ведерников, - конфликт в ней не разрешается, и в этом - ее большой авангардный смысл". Пока рано говорить о том, насколько этапной получилась эта постановка у художника Вячеслава Окунева (скорее традиционалиста), режиссера Юрия Александрова (скорее модерниста) и певческой команды, в которой есть и свежие поступления (Валерий Гильманов, Михаил Губский, Михаил Урусов), и непременный харизматический бас Большого - Владимир Маторин. Но что уже можно обсуждать, так это выбор редакции, который в данном случае является вполне концептуальной проблемой. Свою оперу Мусоргский не окончил, и с тех пор многие композиторы (включая Равеля и Стравинского) пытались исправить его гениальную оплошность. Наиболее употребимых редакций у "Хованщины" две - Римского-Корсакова и Шостаковича. Первую любила советская власть, поэтому в последнее время моднее была вторая. Ведерников выбрал немодного Римского-Корсакова, заявив, что просто его до сих пор по-настоящему никто не понимал. Что на самом деле "Голованов подверг эту редакцию в 50-е основательной ревизии, переделал оркестровку под шикарный сталинский стиль, в то время как исконная партитура Римского-Корсакова - проста, аскетична, сурова и, видимо, наиболее соответствует тому, что имел в виду Мусоргский". Сегодня решится, насколько то, что сделали Ведерников с Александровым, соответствует нашему времени. Большой театр (292 00 50, 292 99 86), 7 и 9 июня. Пять основных событий пятницы - воскресенья Выбор "Известий" - Премьера "Хованщины" в Большом театре. - Огромная выставка древнеегипетского искусства "Путь к бессмертию" в ГМИИ имени Пушкина. - Выставка "Портрет жены художника" в Московском Центре искусств. - Конкурс имени Чайковского. - Спектакль "Лицедей" в постановке Миндаугаса Карбаускиса в "Табакерке" А что вы думаете об этом?
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир