По данным "Известий", в ближайшие дни в Грозном откроется постоянное представительство международной гуманитарной организации "Islamic Relief" ("Исламская помощь"). Сейчас отделения этой структуры действуют на территории Кабардино-Балкарии и Ингушетии. По словам вице-премьера Чечни Мусы Дошукаева, "Исламская помощь" уже сейчас помогает 45 тысячам чеченских беженцев.
Российским спецслужбам "Исламская помощь" известна и с другой стороны. По оперативной информации, сотрудники "Islamic Relief" оказывали финансовую помощь Аслану Масхадову и посредничали при переправке в Чечню арабских наемников. А финансируется эта организация, по мнению российских контрразведчиков, спецслужбами Саудовской Аравии и Кувейта.
- Несмотря на установление в Чечне практически полного контроля федеральных сил, представители радикальных мусульманских течений, маскируясь под различные благотворительные организации, проникают в республику с намерением там плотно зацепиться, - рассказали "Известиям" в ФСБ России. - Нередко такие благотворительные организации финансируются арабскими и западными спецслужбами. С помощью специально подготовленных сотрудников они собирают самые настоящие разведданные: проводят мониторинг местности, населения, дислокации военнослужащих. При этом они находят отклик у некоторых чиновников местной власти. К подобным организациям относится и "Исламская помощь".
Переговоры с представителями "Исламской помощи" об открытии филиала в Чечне вел от имени главы республики Ахмада Кадырова вице-премьер нынешнего чеченского правительства Муса Дошукаев. В 1997 году Дошукаев занимал аналогичный пост в правительстве Аслана Масхадова. Он лично знаком с руководителем "Исламской помощи" Ганни аль-Банни. Их знакомство состоялось в 1997-м, когда аль-Банни приезжал в Чечню.
Почему выбор чеченского руководства пал именно на эту организацию - неизвестно. Из благотворительных акций "Исламской помощи" можно вспомнить лишь одну - она потратила 45 тысяч долларов на то, чтобы оборудовать уличными туалетами лагеря чеченских беженцев "Яндаре" и "Спутник" в Ингушетии. Одна стандартная кабинка обошлась в 650 долларов.
Сейчас в самой Чечне и в ближайших республиках действует более десятка различных благотворительных организаций - "Красный Крест", "Врачи без границ", Чечено-ингушское общество Америки (Chechen-Ingush Society of America), Исламский круг Северной Америки, исламская благотворительная организация "Голос Чечни", "Исламская помощь" и другие. Безусловно, нельзя утверждать, что все они занимаются разведывательной деятельностью и спонсируют сепаратистов. Однако против некоторых, в том числе против "Исламской помощи", существуют все же косвенные улики.
Последнее время "Исламскую помощь" преследует череда финансовых скандалов. Недавно эту организацию проверяло УБЭП МВД Кабардино-Балкарии. По результатам проверки возбуждено сразу два уголовных дела.
- Прямой причастности к финансированию боевиков не просматривается. Зато вскрылись странные финансовые схемы помощи беженцам, - заявила "Известиям" сотрудница пресс-службы республиканского МВД Марина Кясова. - После того как у нас в 1998 году появилась эта организация (руководитель - Мохаммед Аллаа Аммар, уроженец Сирии, 1972 года), на ее счет в Сбербанке поступила очень крупная сумма денег (по данным "Известий" - около 3 млн долларов. - А.Ч.) от головной организации в Бирмингеме. Назначение платежей - приобретение продовольственных продуктов. Часть средств была обналичена и на них согласно официальным отчетам действительно закупалось продовольствие для чеченских беженцев. Однако большая часть "налички" куда-то исчезла. Нами было возбуждено уголовное дело по статье 160 часть 2 (хищение денежных средств в крупных размерах) в отношении помощников руководителя отделения Биштокова Марата и Хагасова Алима. Нальчикский суд приговорил Биштокова к 5 годам лишения свободы с условно-испытательным сроком три года, а Хагасова - к трем годам с условно-испытательным сроком 1 год. Сейчас в отношении сотрудников "Исламской помощи" ведется еще одно расследование, уже по другим фактам хищений.
По мнению российских специалистов по борьбе с экономическими преступлениями, это известная схема увода денег для передачи боевикам. Деньги обналичиваются, похищаются и передаются "нужным" людям. Потом находятся "виновные" из местных жителей, которые получают "условные" сроки, сама же организация остается в стороне от скандала. Однако трудно поверить, что к многочисленным пропажам сотен тысяч долларов глава представительства остается непричастен.
- Очень сложно найти прямые доказательства вины этих организаций. Обычно если задерживается кто-либо из сотрудников, руководители открещиваются от них. Заявления всегда однотипны: "Он виноват, а мы тут ни при чем", - рассказал "Известиям" сотрудник ГУБЭП МВД России, занимающийся расследованием противоправной экономической деятельности международных фондов. - Прекратить деятельность на территории России подобных структур может только суд. Однако суду нужны прямые, а не косвенные улики.
По данным российских спецслужб, после окончания военной фазы операции в Чечне интерес к республике со стороны исламского мира постоянно возрастает.
- Практически все эти "исламские помощи", "Аль-Харамейн", "исламские организации сотрудничества" структурно входят в экстремистскую организацию "Братья-мусульмане", - считают в ФСБ. - Они связующие звенья, по которым перекачиваются деньги, влияние, экстремистские настроения. Особое внимание уделяют молодежи. До 20 человек ежегодно от каждого региона России бесплатно выезжают на обучение в Саудовскую Аравию. После массированной психологической обработки они возвращаются в Россию настоящими радикалами.
Подробности
Справка "Известий"
Организация "Исламская помощь" (Islamic Relief) создана в 1984 году. Штаб-квартира расположена в Бирмингеме (Великобритания) и в Лос-Анджелесе (США). Отделения действуют в Великобритании, США, Азербайджане, Албании, Бангладеш, Бельгии, Болгарии, Боснии, Германии, Италии, Казахстане, Нидерландах, Пакистане, России, Судане, Узбекистане, Украине, Финляндии, Франции, Хорватии, Швеции, Швейцарии. По данным СВР России, руководящее ядро "Исламской помощи" финансируется и контролируется Службой общей разведки Саудовской Аравии и спецслужбами Великобритании и Кувейта. Глава организации Ганни аль-Банни в сентябре 1997 года нелегально выезжал в Чечню и встречался с Асланом Масхадовым. 16 января 1999 года отделение организации официально зарегистрировано в Кабардино-Балкарии. В начале 2001 года Islamic Relief открыла миссию в Назрани, которую возглавил Магомед-Али, прибывший из Саудовской Аравии. В феврале 2000 года, после освобождения Грозного, в подвале одного из домов был обнаружен архив кадровой службы Вооруженных сил Ичкерии. При изучении документов стало ясно, что многие наемники попадали в Чечню именно при посредничестве International Islamic Relief Organization.
Прямая речь
Ахмад КАДЫРОВ, глава администрации Чеченской Республики:
- Я лично встречался с руководителем этой организации Мохаммедом Аллаа Аммаром. Он уверял меня, что политикой не интересуется и не занимается ею. Это чисто гуманитарная организация, которая хочет помочь чеченским жителям выжить в непростых условиях. А информации о том, что "Исламская помощь" вербовала наемников для участия в незаконных вооруженных формированиях, у меня нет.
Станислав ИЛЬЯСОВ, премьер-министр Чечни:
- Представители "Исламской помощи" приезжали к нам в республику, был здесь и их руководитель Мохаммед Аллаа Аммар. С Кадыровым встречался, ко мне зашел. У нас были сомнения относительно этой структуры. Но сейчас есть другая информация: они оказывают гуманитарную помощь. Что за этим стоит - я не знаю. Это вопрос к спецслужбам. Но если эта организация приехала в республику, если их представителей пустили на территорию России - значит, ограничения сняты. Насколько я знаю, они давно работают в Кабардино-Балкарии. А в Чечне будут оказывать помощь в строительстве быстро возводимых зданий, больниц и школ.
Александр СОБЯНИН, руководитель аналитической группы "ПРОФИ":
- У России нет легитимного способа противодействовать подобным организациям. Присутствие "Islamic Relief" в Чечне не представляет сегодня большой проблемы. Опаснее то, что люди из этого "благотворительного фонда" могут готовить почву для взрыва в Дагестане. Проблема еще и в том, что федеральные экономические программы, разработанные для Северного Кавказа, не учитывают специфику организации местного населения в социальном, религиозном, этническом планах. Так, практически не используется позитивный потенциал влияния на население накшбандийских шейхов Дагестана и Северного Кавказа. А они-то как раз могли бы создать противовес негативному влиянию зарубежных шейхов, прежде всего Хишама Каббани, живущего в США. Только эти шейхи могут повлиять на молодежь. А репрессивными мерами предотвратить рост симпатий местного населения к Islamic Relief нереально.
А что вы думаете об этом?