- Дмитрий Александрович, часто ли вы исполняете старинную музыку?
- Пять-шесть лет назад барочные арии постоянно входили в программы моих концертов. Я обычно делаю новую программу и в течение нескольких сезонов исполняю ее по всему миру. Сейчас барочные арии - это пройденный этап, но я с удовольствием возвращаюсь к нему. Не так давно мы выступали вместе со Спиваковым и Российским национальным оркестром в Майами. Оба остались довольны выступлением и решили устроить в Москве в 2003 году мой концерт с "Виртуозами Москвы". Очень хотелось бы спеть с "Виртуозами" программу из старинных барочных арий. Надеюсь, что этот концерт состоится.
- Нравятся ли вам сочинения современных композиторов?
- Я довольно часто исполняю их и очень люблю музыку Свиридова. Одна из последних работ - новое произведение Гии Канчели, написанное для меня и для Сан-Франциско-Симфони. Когда закончились спектакли "Трубадура" в Ковент-Гарден, я вылетел на репетиции в Сан-Франциско. Дирижировал оркестром Майкл Томас.
- Кто определяет ваш репертуар и график работы - вы или ваш импресарио?
- С самого начала своей карьеры я работаю с Марком Хилдрью. Он мой менеджер и агент и прекрасно знает свое дело. Я ему очень благодарен, мы советуемся друг с другом. Но то, что он делает, я бы не назвал работой импресарио. Потому что свой репертуар, репертуарную политику и график работы я определяю сам.
- От чего зависит ваша репертуарная политика?
- Если у меня есть мечта спеть ту или иную партию, я стараюсь ее осуществить. Получив предложение участвовать в новом оперном спектакле, я сразу смотрю, какая собирается команда: кто дирижирует, кто ставит оперу, какие певцы будут моими партнерами. Нужно все тщательно взвесить: поможет ли новая работа моему творческому росту, будет ли она интересной, есть ли смысл участвовать в спектакле? Приходится все обдумывать и принимать решение самому.
- А что вы делаете, если хочется чего-нибудь добиться и никак не получается?
- Я трезво оцениваю свои возможности. Так что если хочется добиться чего-нибудь, я обычно добиваюсь.
- От чего зависит успех оперного спектакля? От состава певцов, от дирижера или от постановки?
- Трудно сказать. Иногда от дирижера, иногда от режиссера, а иногда и от солиста. Или от какой-нибудь примадонны.
- Меняются ли ваши взгляды и вкусы с течением времени?
- Конечно, меняются. Кажется, Достоевский говорил: "Безнравственно не менять своих убеждений". Я много работаю, встречаюсь с разными людьми, не только с музыкантами. С годами приобретаешь опыт. Качественно растешь не только как музыкант, но и как личность. Поэтому трудно даже сравнить меня сегодняшнего со мной десятилетней давности. Достаточно посмотреть записи моих выступлений. Хочется надеяться, что за эти годы я изменился в лучшую сторону. Мне кажется, что сейчас моя жизнь стала гораздо интереснее.
- У вас очень напряженный график работы и всего две недели
отпуска. Вы не устаете от такого сумасшедшего ритма жизни?
- Конечно устаю. Но даже не от количества спектаклей, концертов и не от напряженного ритма жизни. Когда работа вызывает интерес, забываешь об отдыхе. Надо просто уметь правильно распределять свое время, концентрировать внимание или расслабляться. Гораздо больше устаешь от ответственности. Чем старше я становлюсь, тем сильнее она становится.
- Как вы считаете, почему известные певцы сейчас редко приезжают в Москву?
- По-моему, не нужно заниматься самобичеванием. В России постепенно нормализуется жизнь и экономическая ситуация становится более стабильной. В XIX веке в Москве и Санкт-Петербурге бывали практически все оперные звезды. Надеюсь, что скоро наступит время, когда в Россию снова будут приезжать певцы и дирижеры, а режиссеры поставят здесь интересные оперные спектакли. Нужно быть к этому готовым. И Большой и Мариинский театры нуждаются в ремонте. Но главное даже не это. Государство должно изменить свое отношение к оперным театрам. Прежде всего, более внимательно относиться к проблемам театров и помогать тем, кто ими руководит.
А что вы думаете об этом?