- Комиссия Козака начала работать год назад, - сообщил "Известиям" глава сенатского комитета по местному самоуправлению Рафгат Алтынбаев. - Совет федерации в новом его составе сформировался 30 января. Естественно, наших представителей в комиссии быть не могло. А потом мы рассудили: нет смысла прыгать в последний вагон. Принимать же участие в заседаниях мне никто не запрещал. Нужно отдать должное Козаку - работа комиссии была построена демократично. Все, кто хотел, могли высказать свою точку зрения. В итоге концепция развития системы местного самоуправления и разграничения полномочий между центром, субъектами и местными органами власти уже представлена президенту. Теперь предстоит подготовка нового варианта закона.
В июне-июле мы проведем консультативные совещания в округах с участием руководителей муниципальных образований, глав законодательных и исполнительных органов субъектов и полпредов, надеемся на участие президентской администрации. Услышим голоса тех, кто будет этими законами руководствоваться в работе и в жизни.
Сенатор не берется предсказывать, когда может быть принят новый закон, но проект его появится уже в сентябре.
- Сейчас во многих областях главы районов назначаются губернаторами. Так все и останется?
- Практика таких назначений считается серьезным нарушением европейской хартии о местном самоуправлении, российской Конституции и законодательства.
- Но это ударит по масштабам полномочий губернаторов.
- Знаете, умный все поймет. В Европе же ничего не случилось. Наоборот, завидуем, как она живет. Политика децентрализации власти должна приобрести необратимый характер.
Сам Алтынбаев около девяти лет, с 1991 по 1999 год, проработал мэром - председателем горсовета в Набережных Челнах. Именно в те годы появились законы о местном самоуправлении. "Мы, помню, радовались, - вздыхает сенатор, - но у госорганов не хватило духа довести дело до конца, насторожились региональные руководители. В итоге каждый из губернаторов по-своему распорядился этими законами. Получилось разноцветье. Если б радуга, мы бы радовались. Но вышла мазня". И добавляет: "Уже тогда мы вели разговор о децентрализации власти. Нужно приближать власть к народу".
- Не кажется ли вам, что идея местного самоуправления разрушает вертикаль власти?
- Противники местного самоуправления так и рассуждают. Но мировой опыт показал, что это не так. Америка в годы депрессии, Германия, Япония после войны вводили местное самоуправление. Все государства, признанные передовыми, использовали в трудные моменты людской потенциал.
- В Америке мэр избирается, но по сути исполняет функции наемного менеджера.
- Предполагается так сделать и у нас. Избранные депутаты будут на конкурсной основе нанимать менеджера по контракту.
- На это деньги нужны...
Алтынбаев произносит фразу почти революционную:
- Очень много мы теряем на том, что стесняемся платить чиновникам. Мол, народ плохо живет. Но на маленькие деньги и человек придет маленького масштаба...
Договор станет законом
Залина Трамова, руководитель аппарата Ставропольской краевой администрации, входила в еще одну рабочую группу комиссии, которая занималась организацией "общих принципов" власти.
По словам Трамовой, есть предложение дать в законе определение и прописать механизмы работы для двух типов муниципальных образований. Первый тип - поселенческий, или сельский, с меньшим перечнем полномочий. Второй - окружной, созданный в рамках бывшего административного района. Именно ему, по мнению членов группы, нужно делегировать часть государственных полномочий и предписать исполнение межмуниципальных функций (следить за состоянием дорог, работой милиции, пожарной службы).
- И в первом и во втором типе должны быть сохранены все признаки муниципального образования, - говорит Трамова. - Это наличие собственности, финансовой базы, представительные и исполнительные органы самоуправления.
Еще один предмет изучения рабочей группы - организация госвласти в субъектах федерации. Как можно законно разграничить предметы ведения между регионом и центром? До сих пор это делалось на основе договора в Москвой или же не делалось вовсе.
- Да, в Конституции упоминается форма договора, - говорит Трамова, - но разграничить полномочия в государстве с федеративным устройством можно только если есть федеральный закон.
Кстати, сейчас обсуждается следующая идея: возможно, центр будет подписывать договоры с регионами, но каждый договор будет утверждаться отдельным федеральным законом.
Светлана ПОПОВА
А что Вы думаете об этом?