- Исторические события последних дней - подписание российско-американского договора по сокращению наступательных потенциалов, создание "двадцатки", саммит Россия-Евросоюз - это звенья одной цепи, - очертил рамки разговора Евгений Ясин, руководитель Высшей школы экономики, где проходит конференция "Евроатлантическая интеграция и Россия после 11 сентября 2001 года". По мнению Ясина, хотя цепь российско-евроатлантического сотрудничества выковывается небезболезненно, в конечном счете ее создание неизбежно: "со стратегической точки зрения Россия заинтересована в Западе и Запад заинтересован в России".
Однако хорошо известно, с каким трудом пробивает себе дорогу историческая необходимость. Об упущенных возможностях напомнил вчера бывший представитель США в НАТО Роберт Хантер. Он сравнил нашу страну с Германией, которую европейцы и американцы после Первой мировой войны подвергли остракизму, а после Второй сделали все, чтобы интегрировать ее в евроатлантические структуры. "Президент Буш решил, что с Россией надо поступить по второму варианту", - оценил Хантер роль нынешнего хозяина Белого дома в процессах, начавшихся задолго до прихода Джорджа Буша-младшего к власти. Слишком много времени было потеряно - констатировал посол: например, в рамках СПС Россия-НАТО царило недоверие - "вы считали, что мы вас не допускаем к принятию решений, а мы - что вы не используете предоставленных вам возможностей".
Сегодня основные препятствия, казалось бы, устранены. Президенты Путин и Буш обнимаются и говорят о взаимной дружбе. Список вопросов, которые могут обсуждаться в рамках "двадцатки", растет на глазах. Правда, представители Евросоюза заняли в калининградском вопросе позицию, которую вице-спикер Госдумы Владимир Лукин охарактеризовал вчера как "оскорбительную" для нашего государства - гражданам России предлагается обращаться за визами ЕС, чтобы попасть из одной части своей страны в другую (выехать из Калининградской области или въехать туда через территорию Польши или Литвы).
- Представьте себе, - пояснил Лукин свою мысль, - что Канада предложила гражданам США обращаться за визами, чтобы добраться через ее территорию на Аляску или выехать оттуда. Мыслимо ли?! - Хантер, который несколько минут назад высказал смелую для американского политика мысль - отношения с Евросоюзом могут быть для России важнее, чем с Североатлантическим альянсом, - только головой покачал.
Возможно, конечно, что это просто бюрократические происки, и проблема сообщения Калининграда с остальной страной вскоре найдет взаимоприемлемое решение. Но Лукин опасается, что причина может быть глубже, - в Европе Россию воспринимают "с учетом национальной специфики", перефразируя известную песню - как "на лицо прекрасную, страшную внутри". Вице-спикер уверен, что не удастся проводить цивилизованную внешнюю политику, если внутренняя сохраняет все черты "византийской" - "мы не сможем отстаивать свои интересы за рубежом, Россию будут просто использовать".
Изменить принципы построения внутренней политики будет посложнее, чем переориентировать внешнеполитический курс. Участники конференции все же исходили из того, что культурно-исторических различий между Россией и Евроатлантическим сообществом все же меньше, чем сходства. Для сближения менталитетов потребуется немало времени, и начинать лучше сегодня. Предложено объединить исследовательские и образовательные программы в области отношений РФ с западными структурами на базе российских вузов и академических институтов - а курировать их прохождение российские и "евроатлантические" ученые могли бы совместно. Присутствовавшие на конференции студенты Высшей школы экономики отнеслись к этой идее с явным энтузиазмом.
А что Вы думаете об этом?