Когда-то практикой третейских судов активно пользовалось русское купечество. Решение этой инстанции было скорым ("прежде чем слетит пыль с сапог") и обжалованию не подлежало. Третейские судьи никогда не придерживались писаных правил и никогда не были чиновниками. Если же присужденное решение не исполнялось, то купец или промышленник считался в деловом мире изгоем. По словам Вольского, за рубежом и сейчас одним из самых строгих наказаний для нарушителей является бойкот. В России же, по словам другого оратора - председателя Третейского суда для разрешения экономических споров при ТПП Евгения Суханова, девять из десяти предпринимателей "считают за честь" обмануть партнера по бизнесу.
Если не срабатывают законы чести, то должны работать законы государственные. Пока что третейские суды в России живут по временному положению, федерального закона о третействе нет: его проект лежит под сукном в Госдуме с 1997 года. Вольский считает, что официальная система судопроизводства не справляется с валом сложных и запутанных экономических дел. Любопытно, что вроде бы благое намерение - разгрузить суды от ежегодно растущего числа дел - оборачивается проблемой конкуренции между третейскими и арбитражными судами. Хотя и спорить-то не о чем. По данным статистики, в госарбитражах рассматривается около полумиллиона дел в год, тогда как в третейских - около пяти тысяч.
Бендукидзе, горячий сторонник расширения третейской практики при решении хозспоров, считает, что третейство - "один из способов вылечить больную судебную систему страны". И не просто больную - нельзя, считает член бюро РСПП, называть судом место, где нет правосудия, а решение можно купить за известную сумму.
- Мы не должны себя обманывать, - сказал Бендукидзе. - Родилась криминальная система "черных" судов, где две инстанции и быстрое исполнение. То есть понятно, что правосудие необходимо, но взять его негде.
По мнению собравшихся, расширение поля деятельности третейских судов и может стать тем самым "мощным источником" обновленного правосудия. Ведь третейский суд по-прежнему привлекает предпринимателей дешевизной, гарантией сохранения коммерческой тайны и, что немаловажно для развития гражданского общества, - возможностью обойтись без услуг государства.
А что Вы думаете об этом?