Компания Friede & Goldman Ltd известна как один из самых мощных проектантов в мире (из 420 действующих в мире морских буровых платформ сейчас в эксплуатации находятся 60, спроектированных именно этой фирмой). По словам Кахи Бендукидзе, сейчас ее портфель заказов составляет около $9 млн, и в ближайшее время могут появиться еще два новых заказа. Впрочем, в ОМЗ рассчитывают на гораздо большие прибыли и планируют через несколько лет начать производство буровых платформ для Каспийского региона. Не так давно ОМЗ уже приобрела российского проектанта морских платформ КБ "Коралл", которое специализируется на глубоком инжиниринге и будет обслуживать проекты Friede & Goldman Ltd. Первые платформы "Шельф" были разработаны в "Коралле" как раз по проектам американцев. Кроме того, у ОМЗ есть производственная база на Волге - компании "Красное Сормово" и "Нижегородский теплоход". Следовательно, ОМЗ сможет оперативно собирать и переправлять судостроительное оборудование и готовые платформы. К тому же, признает Каха Бендукидзе, сейчас ведутся переговоры о создании совместного предприятия или покупке еще одного судостроительного предприятия - "Астраханского корабела". Тогда можно будет собирать буровые платформы не на морских просторах Каспия, а в непосредственной близости, но на специальных мощностях, что также снизит издержки.
Впрочем, Каха Бендукидзе подчеркивает, что всем возможным потребителям не будут предлагать готовый продукт. Желающие смогут заказать, например, проект платформы, хотя, оговорился г-н Бендукидзе, им тяжело будет найти тех, кто выполнит остальные работы лучше. В ОМЗ считают, что в ближайшие несколько лет инвестиции в Каспий составят $1,5-7 млрд и не менее трети из них должны будут пойти на развитие инфраструктуры для добычи нефти. Как сообщил "Известиям" аналитик инвестиционной компании "НИКойл" Геннадий Красовский, в ближайшие пару лет разведочные работы на Каспии должны завершиться, и размер инвестиций в инфраструктуру окажется сопоставим с прогнозом, которым оперируют в ОМЗ. Пресс-секретарь нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" Дмитрий Долгов сообщил "Известиям", что уже сейчас существует дефицит буровых платформ на Каспии - в ближайшее время может потребоваться как минимум пять таких сооружений. К тому же, подтверждают в "ЛУKОЙЛе", месторасположение судостроительных предприятий ОМЗ действительно дает им стратегическое преимущество. Впрочем, пока нефтяники с
машиностроителями переговоров не вели.
Геннадий Красовский сказал "Известиям", что у предприятий ОМЗ есть преимущества перед потенциальными конкурентами в поставках буровых платформ на Каспий. При прочих равных продукт ОМЗ должен обходиться нефтяникам гораздо дешевле. Теперь, отмечает г-н Красовский, ОМЗ важно в ближайшие два года, пока не завершатся основные разведочные работы, обеспечить на своих предприятиях качество, сравнимое с зарубежными аналогами.
А что Вы думаете об этом?