Есть и другие проблемы, вызывающие в военных умах брожение, что некоторые политики в Кремле считают потенциально опасным.
Подобный сбор в практике Российской армии проходит впервые. Раньше такие мероприятия проводились раз в год - осенью. Генералы отчитывались и за зимний, и за летний периоды обучения войск. На сей раз их собрали в Москве, чтобы подвести итоги подготовки армии и флота за зимний период обучения, весной.
О прямом противостоянии генералитета президенту Путину речь не идет. Военные перевороты в России невозможны. Устав армии, четкая субординация и единоначалие не способствуют "латиноамериканскому" инакомыслию. Впрочем, в Минобороны практически не осталось и военачальников, способных открыто доказать свою точку зрения на те или иные армейские проблемы с политическими - самыми опасными в руках военных - аргументами. Тем важнее развеять скрытое недовольство генералитета.
Позицию старшего, воспитанного еще в советских академиях поколения в отношении нового Договора по СНВ высказал замначальника Генштаба Вооруженных сил России Юрий Балуевский, который и вел долгое время переговоры с американцами: "Это не то, что мы хотели". Министр обороны Сергей Иванов, который ранее уже говорил, что договор не идеален, отвечая на вопрос "Известий", оперировал категориями реальности: "Ни Россия, ни США не поступаются национальными интересами. Как в случае с Договором СНВ-1, мы будем постепенно дополнять его текст более конкретным содержанием".
Тем не менее многие высокопоставленные представители Минобороны уверены, что необходимо пересматривать Программу строительства Вооруженных сил на 2001-2010 годы. Если США хотят складировать снимаемые с вооружения ядерные боеголовки (из сокращаемых 4000 они уничтожат лишь 1600), выводить стратегические бомбардировщики и атомные подлодки не в металлолом, а в резерв, то и Россия, считают генералы, должна изменить приоритеты с развития сил общего назначения в пользу ракетно-ядерного щита. Развивать его надо еще и в свете предстоящего выхода (13 июня) США из Договора по ПРО 1972 года. Как именно это делать в условиях скудного финансирования и с учетом необходимости подготовки к локальным конфликтам? Ведь угроза их возникновения куда более реальна, чем мировых, а используются в них исключительно силы общего назначения. Генштабисты не уточняют...
Второй момент, на котором заострено внимание участников сборов, - предстоящая ратификации Соглашения по адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, на которой настаивают МИД и президент. В ходе обсуждения документа в Думе представитель международно-договорного управления Минобороны Николай Прошкин предлагал вернуться к этому вопросу лишь после ноябрьского саммита НАТО в Праге, где в состав альянса примут балтийские страны. Прошкин утверждает: если подписать Соглашение раньше, то балтийские страны окажутся вне зоны действия документа и НАТО получит возможность разместить на их территории любое количество тяжелых вооружений и военной техники. Кроме того, военным до конца не ясно, как реагировать на появление американских военных баз на территории среднеазиатских государств СНГ, а еще и военных инструкторов в Грузии. Президентская позиция по этому вопросу была выражена в свое время определенно: такое американское присутствие не угрожает интересам страны.
В принципе соответствующие аргументы должны прозвучать публично из уст начальника Генштаба Анатолия Квашнина. Но еще особенностью подобных сборов считается возможность приглашенных "с глазу на глаз" пообщаться с министром обороны. И многие уже уверены, что состоятся, в частности, нелицеприятные разговоры о предстоящем повышении денежного содержания военнослужащих. "Пряник", приготовленный правительством, оказался не столь сладок, как его рекламировали, считают в офицерском корпусе. Реальное повышение денежного содержания военных, за вычетом ранее подлежавших дотации коммунальных и иных платежей, составит не более 20 процентов от сегодняшнего уровня дохода офицера, то есть в среднем не более 600 рублей. В кулуарах генералы Минобороны открыто называют это повышение не более чем инфляционной компенсацией. Пожалуй, это слишком малая "плата" за дружбу с Америкой и НАТО.
Вечером "генеральный инструктаж" был продолжен. Но уже в Кремле, при участии президента и для губернаторов. Путин, открывая заседание президиума Госсовета, посвященное внешней политике, заявил, что Россия готова сотрудничать со всеми, кто в этом заинтересован, однако при этом жестко отстаивать национальные интересы.
Глава рабочей группы Александр Дзасохов представил президенту результат полугодичной деятельности - доклад в 15 страниц, подготовленный совместными усилиями весьма широкой группы экспертов. Доклад этот в силу деликатности темы на суд общественности не выносится, однако Дзасохов надеется, что когда-нибудь позже он сможет выйти в виде отдельной книги. И, естественно, в гораздо большем объеме.
Губернаторы усматривают в самом факте выноса такой темы на президиум обнадеживающий фактор: "чем лучше будут дела во внешней политике, тем проще будут решаться наши региональные проблемы". Для президента это скорее дополнительный элемент подготовки к очередному витку внешнеполитической активности - "бэкграунд" не только для переговоров с Бушем, но и для предстоящего саммита Россия-ЕС, и оформления "двадцатки" с НАТО в Риме, и встречи глав государств Шанхайской организации сотрудничества. Элемент хотя и необязательный (на второй МИД президиум все равно не тянет), но полезный: губернаторов интересует не столько абстрактный авторитет в мире, сколько его прикладные последствия.
Как следует из выступления Дзасохова перед журналистами, одна из ключевых идей для президиума - "инициативность" внешней политики. То есть попытка работать на опережение, а не принимать те условия, которые ставит партнер-конкурент. Вариант применения "инициативности" - расширение отношений России со всеми странами-соседями, а не только СНГ. Подтекст такой - при всей актуальности отношений с Европой и США не стоит забывать ни про Китай, ни про Прибалтику. Рабочая группа решила, что это помогло бы и экономике, и системе безопасности. Кроме того, эксперты считают целесообразным увеличение расходов на оборону, о чем, судя по всему, в среду напомнили президенту. Ко всем возражениям члены рабочей группы готовы: "Важно не столько то, сколько средств выделяется, сколько то, как они расходуются".
Путин начал оптимистично: выбранный Россией международный курс "начинает приносить реальную отдачу". По словам президента, внешняя политика становится "более прагматичной и конкретной". А губернаторам в среду было предложено внести свою лепту в то, чтобы дипломатия стала еще и "понятной и прозрачной". Путин считает, что внешняя политика не должна быть "вопросом одного или двух ведомств", в ее формировании "должен участвовать широкий круг властных и гражданских структур".
Этот пассаж полностью совпадает с желаниями самого президиума. В среду в Интерфаксе Дзасохов сообщил, что группа считает целесообразным продолжить свою работу - чтобы экспертные материалы, исходящие не из ведомств, а как раз из "широкого круга", периодически ложились на стол главы государства.
А что Вы думаете об этом?