В кинотеатре "35 мм" стартует крайне странный и отнюдь не новый (1998 год) фильм "Любовь - это дьявол", посвященный жизни знаменитого художника Фрэнсиса Бэкона.
Исправляя в своей манере живописные произведения классиков, Джокер, жутковатый персонаж из фильма "Бэтман", пощадил только полотно Фрэнсиса Бэкона: оно одно соответствовало его картине мира. Будь у Джокера средства (а прижизненная аукционная стоимость работ Бэкона доходила до 5,5 млн долларов), он завесил бы все свое логово изображениями вывернутых наизнанку тел, освежеванных туш и сидящего на унитазе Джорджа Даэра, многолетнего любовника и модель художника.
Даэр покончил с собой в парижском отеле 24 октября 1972 года, в тот самый день, когда неподалеку, в выставочном зале Гран Пале, министр культуры Франции открывал триумфальную выставку Бэкона.
С торжественной церемонии начинается и ею же заканчивается выходящий на наши экраны фильм Джона Мейбери, снявшего когда-то знаменитый клип, в котором бритая Шинед О'Коннор, пуская одинокую слезу, поет о том, что даже поход в приличный ресторан не сравнится со сбежавшим возлюбленным.
Мейбери, как и Джокер, восхищается Бэконом настолько, что, переводя его живопись и биографию на язык кино, не изменил ни штриха, дотошно воспроизводя в изобразительном виде фильма все фирменные "бэконизмы". Известно, что художник был одержим сценой с кричащей женщиной из "Броненосца "Потемкина", - и вот исполнитель главной роли Дерек Джэкоби, подчиненный воле режиссера, в одном из эпизодов пересматривает в кинотеатре ленту Эйзенштейна. Известно, что большую часть своей взрослой жизни алкоголик Бэкон проводил в клубе "Колони", - и вот загримированная до неузнаваемости и снятая под странным углом Тильда Суинтон появляется в роли хозяйки заведения, платившей художнику за то, что он приводил к ней новых посетителей.
Ход Мейбери не кажется убедительным - все равно что фильм про "розовый период" Пикассо снимать через розовый фильтр. Зачем режиссеру снимать в стиле Бэкона, если и одного Бэкона для мировой культуры слишком много? Что касается сюжетной линии, посвященной отношениям художника и его модели, то понять, что у них конкретно происходило, из фильма невозможно. Остается только общее ощущение каких-то бестолковых мучительных отношений, без всякого сомнения попадающих под статью, которую в Британии отменили только в 1964 году, а у нас снова собираются ввести по инициативе одной депутатской фракции.
На московскую премьеру фильма должны приехать исполнители главных ролей, работа которых все-таки заслуживает большего внимания, чем работа режиссера, - Дерек Джекоби и Дэниел Крэйг. Последний сыграл несчастного Даэра, шоферившего у великого художника, развозившего его из паба в паб, поджидавшего под дверью, когда уйдет очередной эпизодический любовник, а потом перерезавшего себе горло в парижском туалете, чтобы пожилой рыжеватый негодяй, похожий на растолстевшего Джокера, только развел руками: "Жаль, что так вышло с Джорджем".
А что Вы думаете об этом?