Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Одна очень счастливая выставка

Об открывшейся в Центральном доме художника выставке "Арх Москва" хочется сказать то же, что и о закрывшейся "Арт Москве": майский день, именины сердца, весенняя демонстрация достижений архитектуры и дизайна. Праздничную трибуну украшают заезжие гости: всемирно знаменитый французский дизайнер Филипп Старк, легендарный английский архитектор-педагог Питер Кук, успешный итальянский дизайнер Джулио Каппеллини. Под трибуной проходят колонны передовиков производства - лучшие (по результатам рейтинга и мониторинга прессы) московские архитекторы. Они несут свои проекты под девизом "Моя любимая вещь". Им рукоплещут аккредитованные на арх-демонстрацию журналисты
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Некоторые из них представили на выставке свои кураторские проекты. Этот праздник не для всех - страна живет другой архитектурной жизнью. Но разве плохо, что на чьей-то улице он замечен? План. План выставки по-российски эклектичен. Она не является стилистически чистым произведением. Центральные ее площади отданы вовсе не архитекторам, а дизайнерским и оформительским фирмам, представившим на выкупленных у организатора - компании "Экспо-Парк" - пространствах свои стенды. Эти стенды почти все оформлены эффектно и изощренно - полное торжество имиджевого дизайна. Но основное идеологическое значение выставки, ее смысл, ее послание обществу - это некоммерческие архитектурные проекты, расположенные на периферии центрального зала. Именно архитектурным проектам, выставкам и разным околоархитектурным затеям и шалостям были посвящены и пресс-конференция, и документация выставки. Фасад. Все семь лет ежегодного проведения "Арх Москвы" у нее была одна задача - пропаганда хорошей архитектуры, умной, профессиональной, осмысленной. Причем если первые выпуски выставки, еще называвшейся "Архитектура и дизайн", пропагандировали исключительно прозападную архитектуру, то сегодняшние архитектурные лидеры работают совершенно свободно - проектируют так, как нужно для каждой конкретной ситуации и как хочется. И в программе "Арх Каталог 2002", и среди номинантов премии Союза московских архитекторов "Золотое сечение 2003" можно увидеть проекты, очень разные по стилю и манере. Но ни одного глупого, пошлого, безвкусного и злостно вторичного архитектурного произведения на этой счастливой выставке в залах ЦДХ не сыщешь. Мне, например, понравились все проекты. Разрез. Если рассматривать внутренность выставки внимательно, то видно, что устроена она, несмотря на внешний эклектизм, разумно. В ней есть все, что составляет и сущность профессии (проекты), и то, что профессию окружает и раньше называлось "творческой лабораторией", - фиксация размышлений. Есть и видеофильмы, и компьютерные программы, и качественные фотографии, и проектная графика, и маленькие, профессионально-интимные рисунки-почеркушки (удивительная, пронзительная выставка рано умершего Вячеслава Петренко). Есть очень респектабельные и серьезные архитектурные работы вроде супер хай-тековского проекта центра компании "Мерседес-Бенц" Александра Асадова. Есть артистические причуды вроде фотографий домика из льда Александра Бродского или чумного проекта моста через Берингов пролив группы "Обледенение архитекторов". Есть крутые дизайнерские штучки вроде деревянного кокона клубного вип-сортира с рабочим столиком, оснащенным ноутбуком (проект "Кокон-клуб" Савинкова/Кузьмина). Контекст. На нынешней "Арх Москве" поминают великих и принимают знатных иностранцев. Несколько отличных программ посвящены прошедшему в этом году столетию Ивана Леонидова. В компьютерном пространстве его гениальные проекты обрели новую жизнь и кажутся еще фантастичней и прекрасней. Датское посольство привезло планшеты, рассказывающие о выдающемся архитекторе-модернисте Арне Якобсене, которому также в этом году - сто лет. И наконец, украшением вернисажа стал эксцентричный англичанин, герой шестидесятых Питер Кук. С ним приехала выставка его собственных работ и мультимедийная программа о дизайнерской школе "Барлетт", где он преподает. Ну и все, конечно, будут ждать мастер-класс Филиппа Старка - мегазвезды современного дизайна. В таком соседстве, в таком контексте, помня о великих и в знакомстве со знаменитостями, а не в вечной оглядке на специфическую московскую архитектурно-экономическую и политическую ситуацию должны в идеале существовать архитекторы. Достижение идеала в жизни - вредная утопия. На выставке - выполненная задача. Эксплуатация. На закономерный вопрос, не будут ли на этом архитектурном празднике чувствовать себя чужими обычные посетители, отвечать легко и приятно. Для них придумана акция "Жилье". Каждый желающий может получить профессиональную консультацию по поводу перепланировки своей квартиры, строительства дачи и даже небольшого магазина. К тому же не стоит забывать, все архитекторы, представившие на выставке свои проекты, практикуют и строят в Москве. Еще хорошие архитекторы строят в Нижнем Новгороде (на выставке отдельной программой представлены их лучшие постройки). Каждый год на выставку "Арх Москва" приходят студенты. Так что есть все основания считать, что российская архитектурная жизнь налаживается. Недаром Питер Кук высказал уверенность, что скоро в нашей стране будет очень хорошая архитектура, потому что творческий потенциал наших архитекторов видится ему чрезвычайно значительным. А что вы думаете об этом?
Комментарии
Прямой эфир