Открывая встречу глав военных ведомств ШОС (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай, Узбекистан и Таджикистан), министр обороны России Сергей Иванов подчеркнул, что участникам встречи "предстоит обсудить военно-политическую ситуацию в Центрально-Азиатском регионе и вокруг него и исходя из этого наметить совместные задачи в области безопасности и обороны". Правда, делать это они будут в урезанном составе. В Москву не приехал узбекский министр обороны.
Отсутствие главы Минобороны Узбекистана Сергей Иванов объяснил его "большой занятостью" и подчеркнул, что это никак не скажется на итогах встречи (в отсутствие одного из глав военного ведомства по регламенту проведения совещания нельзя принимать юридически обязывающие решения). Министры обороны действительно приняли итоговое коммюнике, основные положения которого были заранее согласованы. Оно обозначило основные приоритеты деятельности военной составляющей ШОС в Центральной Азии. Узбекский министр в качестве исключения получит текст документа по каналам диппочты. Ожидается, что он примет участие в саммите глав государств - участников ШОС в первой половине июня в Санкт-Петербурге.
- Все государства, входящие в состав ШОС, - заявил "Известиям" Сергей Иванов, - так или иначе страдают от терроризма, сепаратизма и религиозного экстремизма. Как и другие представленные на совещании страны, Россия готова и впредь сотрудничать в рамках антитеррористической коалиции со всеми заинтересованными государствами.
Этим заявлением Иванов не только обозначил главный консолидирующий стержень союза государств ШОС, но и подчеркнул, что у Москвы, кроме НАТО, есть другой военно-политический союз, в котором Россия играет заметную роль. И готова создать для выполнения совместных задач регионального сотрудничества в области безопасности и обороны постоянно действующий механизм и рабочие органы в рамках ШОС. В подтверждение этих слов глава российского военного ведомства заявил, что уже в ближайшее время будет создан специальный руководящий орган, задачами которого станут подготовка планов и проведение антитеррористических учений в рамках ШОС.
О сроках проведения и количестве сил, которые могут быть привлечены к участию в такой учебе, российский министр обороны распространяться не стал. Тем не менее подчеркнул, что "главы оборонных ведомств подтвердили твердый настрой развивать связи между нашими странами в военно-политической области", и этот процесс, как и ранее, "будет осуществляться с учетом всех заинтересованных сторон, основываться на равноправном, доверительном сотрудничестве, решении возникающих проблем посредством всесторонних консультаций". Причем не только на уровне министров обороны, отвечающих в основном за политические аспекты сотрудничества, но и на уровне начальников генеральных штабов, в обязанности которых входит планирование и проведение боевых операций.
Прогнозируется, что на июньском саммите ШОС в Санкт-Петербурге будут подписанны три важнейших документа: Хартия ШОС, Соглашение о создании региональной антитеррористической структуры с центром в Бишкеке, а также Декларация глав государств, которая станет итоговым политическим документом встречи. Подписание этих документов позволит считать ШОС полноценным военно-политическим союзом.
А что вы думаете об этом?