В понедельник - два года со дня издания указа президента о делении страны на семь округов и назначении в них семерых полпредов. Можно сказать, что за это время не оправдались ни надежды, ни опасения, связывавшиеся с появлением полномочных представителей президента.
Главной проблемой существования полпредов в прошлом году оставался статус. Единственное основание их деятельности - положение, введенное указом президента два года назад. То есть полпреды существуют только благодаря Владимиру Путину. Это их самый большой плюс и одновременно самый большой минус. С одной стороны, близость к президенту повышает их статус, с другой - полпреды воспринимаются как временные "комиссары".
Главной сферой активности полпредов остается региональная политика и всевозможные "исследовательские" программы. Заметно участие полпредов в проекте федеральной власти по "зачищению" партийного поля. Примечательно, что председателем исполкома "Единой России" является замполпреда в Центральном округе Александр Беспалов. Впрочем, полпреды нередко проигрывают региональным властям, которые тоже осознают важность контроля за "единороссами".
Другой крупный проект центра, к которому привлекались полпреды, - смена сил на информационном поле. В итоге полпред в Приволжском округе Сергей Кириенко из имеющихся СМИ сформировал свой медиа-холдинг. Сибирский полпред Леонид Драчевский с помощью спонсора - "Сибирского алюминия" - начал создавать собственное телевидение. Правда, в конце года процесс создания телеканала "Сибирь" затормозился и сейчас находится в подвешенном состоянии.
"Отметились" полпреды и во внешней политике. Особенно заметны были Сергей Кириенко, Виктор Черкесов и Константин Пуликовский. Кириенко принимал в Нижнем Новгороде президента Франции и королеву Нидерландов, объехал мир в качестве председателя комиссии по ликвидации запасов химоружия. Главной заботой Черкесова была Калининградская область и контакты с прилегающими странами. Главный проект Пуликовского - КНДР.
Активны полпреды в сфере кадровой политики. Ее можно разбить на две части: первая - внедрение своих людей в региональные структуры федеральных органов власти, вторая - проникновение в местную исполнительную и законодательную власть. В первой части полпредам помогла Москва. МВД, Минналогов, Минюст, Генпрокуратура перешли на деление по окружному принципу, и кандидатуры глав этих подразделений согласовывались с полпредом. С внедрением же в местную исполнительную власть дела обстоят значительно хуже. Даже в законодательной власти полпреды не могут опереться на крупные депутатские группы. Местная элита сохраняет высокий уровень корпоративной обособленности, не желая пускать к себе "засланных казачков".
Еще одна сфера, в которой проявилась активность полпредов, невзирая на размытые полномочия, - экономика. Один из наиболее активных здесь - Георгий Полтавченко. Не отстают и Драчевский с Казанцевым. Хотя для них главной заботой стала разработка и принятие стратегий развития Сибири и Юга России.
Хотя итоги двух лет работы полпредов скромны, вряд ли можно говорить, что их роль будет снижаться. Во-первых, их существование отвечает задачам федеральной политики в отношении регионов, во-вторых, поддерживается населением, которое надеется, что "наместники" помогут ограничить всевластие региональных "царьков".
А что Вы думаете об этом?