Министр обороны Индии Джордж Фернандес объяснил масштаб небоевых потерь тремя основными причинами - человеческим фактором (42 процента аварий), техническими неполадками (44 процента) и столкновениями с птицами (7 процентов) - и призвал парламентариев принять радикальные меры по оздоровлению ситуации в ВВС. По его мнению, для этого необходимо полностью обновить учебно-тренировочную базу, а также воздействовать на государственную авиакосмическую корпорацию "Хиндустан аэронотикс лимитед" (ХАЛ), занимающуюся ремонтом и модернизацией МиГ-21. По мнению военных, в целях экономии эта корпорация ставит на истребители низкокачественные запчасти, покупаемые в Восточной Европе, в то время как поставляемые из России реэкспортируются в Алжир и Вьетнам.
Реализация контракта на модернизацию российских самолетов (340 миллионов долларов) вступила в активную фазу. На 125 машинах МиГ-21 БИС (по завершении модернизации истребитель будет называться МиГ-21-93) предстоит установить двигатели, применяемые на современных российских истребителях МиГ-29, новейшие радиолокационные станции "Копье", современные ракеты "воздух-воздух" и "воздух-земля", а также новую авионику. В конце 2000 года индийские ВВС получили первые два МиГ-21-93, модернизированные на нижегородском авиационном заводе "Сокол". Начаты поставки комплектов оборудования, необходимого для работы над остальными 123 истребителями, на завод ХАЛ. Индийскую сторону настолько вдохновили успехи в деле модернизации МиГов, что специалисты корпорации ХАЛ даже стали подумывать о включении в программу установки элементов "Стелс" на основе используемых "Соколом" графитовых технологий или с применением композиционных материалов собственной разработки.
Как отмечают российские эксперты, "авиационный скандал" в индийском парламенте стал предвестником готовящегося тендера на закупку Индией 60-80 современных учебно-тренировочных самолетов. Главными его участниками индийские политики и военные хотели бы видеть две машины: английский "Хоук-115" (производитель - британская BAE Systems) и чешский L-159B, появление которых на индийском рынке нарушило бы фактическую монополию МиГов.
Контракт на модернизацию МиГ-21 БИС проплачен Минобороны Индии и пересматриваться уже не будет. В то же время Дели хотел бы расширить список стран-экспортеров оружия, но для этого нужен скандал, иначе налогоплательщикам было бы трудно понять, почему Индия отказывается от приобретения техники "основного стратегического партнера" по военно-техническому сотрудничеству - России в пользу Чехии или Великобритании.
Отчасти в возникновении этой ситуации виновата и сама Москва. Перспективные образцы учебно-тренировочных самолетов МиГ-АТ и Як-130, которые были бы способны принять участие в тендере, все еще существуют в единичных экземплярах и не могут составить полноценной конкуренции серийно производимым машинам. В результате может быть потерян индийский рынок военной авиации - ведь за иностранными учебными самолетами туда неминуемо придут и боевые машины нероссийского производства.
Кстати
Правительство Чехии рассматривает возможность покупки 24 современных истребителей JAS 39 Grippen, выпускаемых совместно шведской компанией Saab и британской BAE Systems. Эти машины должны заменить к 2005 году парк морально устаревших истребителей МиГ-21 советского производства и обеспечить плавный переход чешских ВВС на стандарты НАТО. Самой пикантной деталью ожидаемого контракта, по мнению экспертов, стало то, что главным его лоббистом выступил премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Военно-техническая активность этого политика, по мнению тех же наблюдателей, вызвана не в последнюю очередь тем, что фирму BAE Systems называют одним из главных спонсоров Лейбористской партии Великобритании.
А что Вы думаете об этом?