Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Наука и техника
Политолог сравнила использование ИИ в политике с электричеством
Мир
Взрыв произошел в мечети в Нигерии во время вечерней молитвы
Мир
Австралийский телеведущий Маккензи-Макхарг погиб в Лос-Анджелесе в 41 год
Мир
СМИ сообщили о задержании посла Польши во Франции по подозрению в коррупции
Мир
Макрон заявил о продолжении обсуждений гарантий безопасности Украине с января
Спорт
World Aquatics признала Мальцева лучшим синхронистом 2025 года
Происшествия
В Курской области мужчина пострадал при ударе дрона ВСУ по автомобилю
Мир
Умер сыгравший в сериале «Друзья» актер Пэт Финн
Общество
Суд арестовал директора пансионата в Видном по делу о массовом отравлении
Армия
Силы ПВО за семь часов уничтожили 132 беспилотника ВСУ над территорией России
Мир
При взрыве в мечети в Нигерии погибли по меньшей мере семь человек
Спорт
FIS предоставила нейтральный статус еще пяти российским спортсменам
Здоровье
Психолог объяснила увеличение количества звонков детей на телефон доверия
Происшествия
Житель Новой Каховки пострадал при ударе беспилотника ВСУ по автомобилю
Происшествия
Собянин сообщил об отражении атаки еще одного летевшего на Москву БПЛА
Общество
СК заявил об окончании работы над делом о хищении у МО более 500 млн рублей
Мир
Суд Болгарии одобрил экстрадицию россиянина Ивина в США

Илья ЭПЕЛЬБАУМ: "Театру нужен аттракцион, нередко грубый"

Театр "Тень" Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума - самый маленький театр Москвы. Что не помешало разместить в одном из его углов величественное театральное здание - Лиликанский театр драмы, оперы и балета. Партер и ярусы заполнены кукольным народцем, а зрители-люди вынуждены подсматривать представление в окошки. Есть в "Тени" и вполне традиционный зал мест на семьдесят. Событий в этом театре происходит не меньше, чем в иной академии. Недавно "Тень" получила уже шестую "Золотую Маску". Параллельно идут репетиции немой оперы "Евгений ОнегЕн" и играются спектакли основного репертуара
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
В мае бурная московская жизнь "Тени" приостанавливается - театр уезжает на фестиваль в Испанию. Наконец, Илью и Майю пригласили на постановку в Большой театр. С вопроса: "Правда ли это или очередная лиликанская мистификация?" - и началась беседа Ильи ЭПЕЛЬБАУМА и корреспондента "Известий" Елены ГУБАЙДУЛЛИНОЙ. - Если это и мистификация, то мы тут ни при чем. Действительно, нам предложили поставить оперу Евстигнея Фомина "Американцы" на новой сцене филиала Большого. Никогда не работал в таком театре, как Большой, у меня масса подозрений, что, может быть, делать этого не надо. Хотя, конечно, это огромная честь. Но я должен понять, в чем будет моя роль. Опера для меня прежде всего спектакль, а потом уже музыка. Если руководство Большого считает по-другому, постановка вряд ли состоится. Просто расположить мизансцены я не смогу. - Но какова сенсация - самый маленький театр переходит в самый большой! - Это принципиальный и правильный ход с точки зрения Лиликанского театра. Знаменитых режиссеров мы заманиваем на его сцену, а сами потихоньку пробираемся повыше. (Смеется.) - Первым знаменитым режиссером со стороны, поставившим спектакль для Лиликанского театра драмы, оперы и балета, стал Анатолий Васильев, вторым - Тонино Гуэрра. На очереди постановки Петра Фоменко и Сергея Юрского, Евгения Гришковца и Михаила Левитина. Кого еще удалось заманить в крошечный театр? - Недавно на нашего "Гамлета" приходил Роберт Стуруа. После представления я завел его в комнату, где возвышается здание Лиликанского театра, и задал лобовой вопрос: "Что бы вы хотели тут поставить?" Развернутого ответа пока нет, но Стуруа подробно обо всем расспрашивал, интересовался, нет ли в Лиликании цензуры. - У всех ваших спектаклей есть какие-то занятные истории. Как возник Лиликанский театр? - Мы с Майей бродили по романтическому парку Амстердама. На гастролях, в отличие от Москвы, где мы всегда заняты, иногда можно праздно погулять. Голова свободна, приходят необязательные мысли. Вот и возникла история про маленьких человечков. Придумали целую страну со своими обычаями, законами. И решили пригласить их театр к нам на гастроли. У нашего спектакля "Щелкунчик" история более интересная, в чем-то это и история российского государства. Во время действия детей кормили разными заморскими вкусностями (мы привозили их с гастролей). Все были в восторге, прием срабатывал безотказно. Придумать такое можно было только в голодное время, когда в магазинах продавали одну морскую капусту. Сейчас "Щелкунчика" уже не играем. Эффект неожиданности пропал - золоченой конфеткой никого не удивишь, а ведь тогда даже не все знали, что такое фисташки. В театре часто срабатывают совсем не художественные вещи. Нужен какой-то аттракцион, нередко грубый. - Но тем не менее многие ваши спектакли закручены вокруг достаточно тонких эстетических понятий. - Потому-то все эти спектакли более элитарны. А "Щелкунчик" был для всех, по крайней мере для голодных. - Но разве простой зритель не оценит волшебную конструкцию Лиликанского театра? - Оценит. Но и это аттракцион. Причем совершенно кондовый. Маленьких куколок в маленьком театре любят все дети. Особенности - уже для эстетов. Тем, кто знает, кто такой Анатолий Васильев, смотреть спектакль гораздо интереснее. - Восемь лет назад "Тень" устраивала фестиваль семейных театров. Будет ли он возобновляться? - Мы пытались вернуться к этой затее, но все время натыкались на разные препятствия. Первый фестиваль оказался удачным, потому что многое совпало. В частности, 94-й был годом семьи, объявленным ЮНЕСКО. Потом все совпадать перестало. Большими усилиями мы все-таки собрали новый фестиваль и даже разослали приглашения. Но грянул дефолт. Сейчас семейные театрики - обычное явление, и это еще одно обстоятельство против нашего фестиваля. А в 1994 году такой формы еще не знали. Говорили: "Разве это театр - два человека? Несерьезно!" Мы хотели такое отношение изменить, привезти хорошие зарубежные группы, показать, что надо шире смотреть на вещи, а театр вообще-то бывает разным. Все крайне удивились и заинтересовались. - Но многие до сих пор уверены в том, что куклы - это и несерьезно, и непрестижно... - Действительно, лучшие кукольники при первой возможности перебегают в драматические театры. Сколько можно играть зайчиков или левую ногу лягушки? Интересные режиссеры к куклам обращаются редко. Хотя что такое кукольный театр? Только технология. Кругозор, мировоззрение гораздо важнее. Конечно, многое зависит и от государства. У культуры и так остаточное финансирование, а куклам и вовсе причитаются только остатки от расходов на оперу, балет и драму. Детям, мол, все равно. Ситуация как в притче о змее, кусающей саму себя за хвост. Пока у кукольного театра не будет достойного признания, пока он не станет равноправен с другими искусствами, интересные личности, кроме редких одержимых фанатиков, в нем вряд ли появятся. А что Вы думаете об этом?
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир