В воскресенье заканчивается фестиваль "Новое кино Британии", проходящий в Москве и других городах России уже в третий раз. Программа в этом году оказалась не такой интересной, как в прошлом, но положительных впечатлений все равно много.
Картина общебританского апокалипсиса, явленная на прошлом фестивале, сменилась впечатлениями пестрыми, разрозненными и в общем-то оптимистическими. Позади остался мор скота, голодающие шахтерские семьи, скандалы в королевской семье и мальчик-лебедь Билли Эллиот с ненавистными боксерскими перчатками на шее. Отсутствие "Билли Эллиота" или равного ему (или "Большому кушу", или "Тайм-коду") фильма - главный недостаток по сравнению с прошлогодним фестивалем. Единственный бесспорный хит - "Сексуальная тварь" бывшего клипмейкера Джонатана Глейзера, показанная в Москве еще в панораме 23-го ММКФ. Фильм в наш прокат не выходил, и конференц-зал "Американского дома кино" едва вместил всех желающих его посмотреть.
Тварь в картине действительно имеется, но главное в ней не сексуальность. На виллу героя Рея Уинстона, завязавшего гангстера, приезжает бывший подельник - бритый налысо ушастый Бен Кингсли, распираемый энергией и сознанием собственной исключительности. Он пришел дать старому другу волю - подбить на новое дело, вытащить за ушко из-под солнышка, а тот отнекивается и все время норовит заснуть на пляжном лежаке. Герой Кингсли матерится и недоумевает - он уверен, что весь мир ему должен, но почему-то не отдает. Чего ради окружающие пигмеи упорно цепляются за свою пигмейскую жизнь и с оружием в руках защищают от великолепного чужака ультрамариновую воду в бассейне и потрепанных жизнью, но нежно любимых подруг? К одной из них обращены его последние слова: "Я люблю тебя", смысл которых прочитывается ясно: "Дура, какого мужика упустила".
Еще один фильм, заявленный организаторами как хит, "Кровавое воскресенье" Пола Гринграсса ("Золотой медведь" на последнем фестивале в Берлине) - тщательная реконструкция нескольких дней в январе 1972 года, когда британские солдаты расстреляли 13 ирландцев, участников марша за гражданские права. Нарочито документальная по форме картина у наших зрителей ажиотажа не вызвала, а зря - "Кровавое воскресенье" многое может сказать о причинах национальных конфликтов в благополучном и цивилизованном обществе.
Большая часть фестивальной программы относится к разряду кинокартин, где так хорошо думать о своем - отношения героев становятся гиперссылкой, нажимая на которую углубляешься в собственные мысли. Вот четверо закадычных друзей едут в курортное местечко, чтобы развеять прах своего друга Джека ("Последнее желание" Фреда Скепизи). Наблюдаешь за ними - и уже никуда не деться от рефлексии на тему семьи, родителей, детей и упущенных возможностей. Следишь за тем, как одни и те же факты излагаются с разных точек зрения в фильме "Сердцу не прикажешь" (режиссеры Нил Хантера и Том Хансингер), и поражаешься собственной слепоте и собственным ошибкам.
В прошлогодней программе зритель то и дело натыкался на несчастных детей разной степени глазастости, на этот раз упор сделан на старший школьный и постшкольный возраст. "За покупками на ночь глядя", "Мой брат Том", "Я без тебя", "Саут Уэст 9", "Прирожденные романтики" и "Истинная жизнь" рассчитаны на тех, кому недалеко за двадцать (и основная публика на фестивале - из этой возрастной категории). Откровенно слабой картиной можно назвать только "Саут Уэст 9" Ричарда Парри - облегченный дайджест модного британского кино 90-х, от "Трэйнспоттинга" до "Карты, деньги, два ствола". Остальные заслуживают внимания, но, скорее всего, его не получат.
Если организаторы фестиваля французского кино, прошедшего в декабре, делали ставку на фильмы, купленные для российского проката, то Британский совет показывает нам "Новое кино Британии" исключительно в информационных целях - в наших кинотеатрах в скором времени можно будет увидеть только "Сердцу не прикажешь", "Последнее желание" и "Я без тебя" . А жаль - даже занудство может быть привлекательным, если оно чисто английское.
А что Вы думаете об этом?