А в среду в правительстве Москвы состоялся "круглый стол" - обсуждали целевую комплексную программу по поддержке соотечественников за рубежом. К июлю в московском правительстве должны "расписать", как будут потрачены рассчитанные на три года 600 миллионов рублей. Московские проекты объединения и поддержки зарубежных диаспор развиваются параллельно с аналогичной работой федерального центра. Там также разрабатывается очередная программа мер по поддержке соотечественников, которые нуждаются в помощи.
Состоявшийся накануне в Совете федерации "круглый стол" еще раз обозначил актуальность темы. По мнению зампреда комитета по международным делам Совфеда Леонида Невзлина, для эффективной работы необходим координирующий орган при президенте. Хаотичность и отсутствие вертикали мешает делу не меньше, чем отсутствие финансирования. Идея "собирания русского мира" витает в воздухе. Причем отдачу трудно переоценить, идет ли речь об объединении бизнес-элит, о демографической угрозе или о политическом русском лобби за рубежом.
- Что бы ты хотел от России? - спросили обеспеченного и состоявшегося русского, давно эмигрировавшего в Германию.
- Хочу, чтоб меня любили...
- Мы не должны терять соотечественников и их детей, - сказала профессор, доктор психологических наук Нелли Хрусталева, - их потенциал высок, но невостребован.
По мнению психологов, люди, оказавшись в иммиграции, даже в самой материально благополучной стране, чувствуют себя потерянными и обездоленными. Каждый второй готов вернуться на Родину, если та его любит и ждет. Именно для этого нужен закон о репатриации с механизмом возвращения соотечественников. Пока же, особенно по отношению к живущим в бывших советских республиках, государство ведет себя, мягко говоря, неопределенно.
- После того как вице-премьер Христенко заявил, что Россия готова принять всех желающих, в Астане была организована общественная организация - "Первый эшелон". Бывшие целинники собрались возвращаться в Россию, - рассказала главный научный сотрудник Дипакадемии МИД Татьяна Полоскова. - Но на их письменные обращения ответов из российских госструктур нет до сих пор. Нужно перестать держать людей в подвешенном состоянии. И определиться: либо мы действительно готовы принять людей, либо должны помогать им адаптироваться к местным условиям.
- Общая оценка ситуации пессимистична, - сказал директор Российского института стратегических исследований Евгений Кожокин. -- Перспективы карьерного роста для молодых соотечественников, живущих в бывших советских республиках, ограничены. Русские обречены на низкооплачиваемые работы независимо от образования. Примером может быть гостиница в Астане. Там охранники, горничные - русские, администраторы - казахи, высший менеджмент - иностранцы.
Постепенно приходит понимание того, что "наши" люди, оказавшиеся по стечению обстоятельств за рубежом, выступают не только в роли просителей, но и обеспечивают там культурное и информационное присутствие России. И не перестают принадлежать к "русскому миру", о котором говорил в федеральном послании Владимир Путин.
А что Вы думаете об этом?