Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Кубанский синдром

"То, что сейчас происходит, мы уже видели - в Азербайджане, - вмешавшийся в наш разговор армянин, судя по внешности, был представителем интеллигенции, но гнев иногда так искажал его лицо, что это было незаметно. - Там все точно так же начиналось. Но даже там могил не трогали, пока мы не уехали. Я сегодня на кладбище встретил свою знакомую, она меня спросила: "Каренчик, скажи мне, что, пора и отсюда уезжать?" Но на этот раз будет по-другому. На этот раз мы себя в обиду не дадим"... - Эх, помочиться бы, - сказал один армянин другому, выходя за ограду храма на улицу. - Сейчас нельзя, брат. Что русские скажут? Давай в другой раз...
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
После разгрома скинхедами армянского кладбища и последовавших за ним заявлений прокурора и губернатора обстановка в Краснодарском крае резко обострилась. Тлевшее до сих пор недовольство национальных диаспор политикой властей стало явным. За всплеском армянской, турецкой и русской пассионарности на Кубани наблюдал корреспондент "Известий". В пятницу вечером, проезжая мимо церкви святого Оганеза, некоторые водители прибавляли газу. Это были русские. А некоторые, наоборот, замедляли ход и приветственно бибикали. Это были армяне. Обстановка вокруг храма была напряженной. Я со своей славянской внешностью чувствовал себя как на минном поле. Полуторатысячная толпа, разбившаяся на несколько кучек, тревожно гудела, предоставленная сама себе. Наконец возле входа в храм поставили табуретку, на нее влез человек, и все кучки слились в одну большую. - Я призываю вас воздержаться от акций мести, нам не нужно обострения обстановки, - человеком на табуретке оказался глава краевого отделения Союза армян Артур Оганесян. - Я уже встречался с заместителем губернатора Баклицким. Предъявил ему наши требования. Официальные извинения - раз, - Артур Павлович начал загибать миниатюрным мобильником свои мощные пальцы. - Компенсация за разгромленные могилы - два. Отмена краевого закона о выдворении - три. Включение в краевую и районные миграционные комиссии представителей армянской общины - четыре. Он меня выслушал, требования записал, теперь будем ждать 24 апреля, когда с нами встретится губернатор Ткачев. Через несколько минут, отойдя в сторону, Оганесян делился более интересными подробностями встречи с заместителем губернатора. - Я ему говорю: "Вы крови хотите? Вы хотите крови? Вы ее получите. Но неужели вы думаете, что если потеряете свой пост, то этим все ограничится лично для вас? Не уверен". Уже через минуту разговора мы были окружены толпой радиусом метров в двадцать и Артуру Павловичу с трудом удавалось упорядочить эмоции: - То, что сейчас происходит, мы уже видели. В Азербайджане, - говорящий, судя по внешности, был представителем интеллигенции, но гнев иногда так искажал его лицо, что это было незаметно. - Там все точно так же начиналось. Но даже там могил не трогали, пока мы не уехали. Я сегодня на кладбище встретил свою знакомую, она меня спросила: "Каренчик, скажи мне, что пора и отсюда уезжать?" Но на этот раз будет по-другому. На этот раз мы себя в обиду не дадим. - По телевизору все время говорят, что Армения - это последний стратегический союзник России на Кавказе, - подхватил речь другой армянин, который, впрочем, оказался курдом. - А спросите нашего губернатора: назовет ли он армян братским народом? Кондратенко называл адыгов братьями, а вы спросите адыгов: назовут ли они братьями русских? Во время войны на фронт ушло 600 тысяч армян, из них погибло 300 тысяч. Черное море было красным от армянской крови. А в Ростовской области, в Шахтах, сейчас, между прочим, выставка открылась - "Казаки на службе вермахта" называется. Про армян такую выставку сделать невозможно. Не из чего. - А вот я вообще азербайджанец, - протиснулся вперед человек. В толпе раздался одобрительный смех. - Я мусульманин, но пришел сюда, потому что понимаю, что дело не в армянах. Армян здесь просто больше всего. Но накат идет на всех нас, на черных. Причем идет именно сверху. Пока губернатор не делал националистических заявлений, все было хорошо - мы мирно живем и с армянами, и с русскими, зачем надо было нас ссорить? Оганесян поднял руку, все тут же замолчали. - Я считаю, что дело даже не в губернаторе. Между ним и нами хочет вбить клин какая-то третья сила. И связано это скорее всего с экономическими причинами. Краснодарский край - это акционерное общество открытого типа, - этот образ Артур Павлович в последние дни полюбил. - И в ближайшее время ему предстоит очередная эмиссия акций - распределение земли. Кто-то не хочет, чтобы армяне, как крупнейшая в крае диаспора, получили свою долю. Вот и все. - Эх помочиться бы, - сказал один армянин другому, выходя за ограду храма на улицу. - Сейчас нельзя, брат. Что русские скажут? Давай в другой раз. Турки. Молитва о губернаторе В ста километрах от Краснодара, притормозив у обочины, чтобы спросить дорогу на Нижнебаканку, где компактно проживают турки-месхетинцы, я познакомился с четырьмя парнями - тремя русскими и одним турком, Айдином Чахалидзе. А шли они все на свадьбу к своему общему другу, потомственному казаку Вите Науменко. Турки-месхетинцы для краевых властей занимают следующее после армян место в иерархии чужаков. Слово "турки" звучит угрожающе, но на самом деле это всего лишь грузины, принявшие ислам. В советское время они были депортированы из грузинской Месхетии в Узбекистан, а после реабилитации на родину их не пустили. Здесь, на Кубани, они поселились в основном в домах, оставленных вернувшимися на родину крымскими татарами. Занимаются земледелием и торговлей, потому что без прописки их больше никуда не берут. - А что это засеяно? - спросил я ребят, показывая на поле. - Пшеница, - ответил за всех Айдин. Остальные не знали. На Нижнебаканском рынке я познакомился с главой общины Бегзадой Мамадалиевым. Он первым делом показал мне один из последних номеров районной газеты "Призыв" с заголовком на первой полосе: "Не забывайте, что вы в гостях". Это слова губернатора. - Мы с 1989-го живем здесь на птичьих правах. Мы никого не трогаем, нас никто не трогает. Нас две с половиной тысячи, а русских - около двенадцати. Уже присмотрелись друг к другу, сдружились, проблем нет. Но в последнее время такие заявления идут одно за одним, и русские постепенно меняются. Даже самые хорошие люди, если их так регулярно обрабатывать, начинают заводиться. Пока все тихо, но уже чувствуется напряжение. Зачем это делать? Кому нужен этот конфликт? Вокруг нас собралось человек десять. Лица и руки месхетинцев выдавали в них трудяг, которые живут своим горбом. Хализ Исмаилов вытащил из-за пазухи советский паспорт и показал просроченный штамп. - 1 марта у нас у всех кончилась регистрация. Теперь в паспортный стол каждый день очередь по 300-400 человек. Естественно, многим приходится пока жить нелегально. Милиция прекрасно это понимает, но усиливает проверку паспортного режима. Это что, издевательство? А дети наши почему отдельно в школе учатся? Нигде такого нет, только в нашей школе? Сами же загоняют нас в резервацию. - Директор, что ли, националист? - Не знаю, может, не сам директор, а глава районо. Директором на поверку оказалась женщина с фамилией Кан. Муж у нее кореец, зять - грек, а невестка - адыгейка. А раздельное обучение турок-месхетинцев она объяснила тем, что они плохо знают русский язык. Те, кто знает хорошо, переводятся в общие классы. - Это на самом деле не самое страшное, - отмахнулся Бегзада Ахматович, когда я успокоил его насчет школьного национализма. - Самое страшное испытание нам вот-вот предстоит пережить. Землю стали отбирать! Арендную плату, которую мы вперед заплатили, возвращают и говорят: "До свидания". У нас всего-то 735 гектаров было. Из 55 тысяч гектаров пахотной земли по району. - Этот вопрос надо срочно решать, - вмешался Махадын Равазашвили. - Посевная начинается. Если нам не дадут посеять, я не знаю что будет. Без прописки на работу нас никуда не берут - что, умирать голодной смертью? Но голодный человек способен на неадекватные действия. Если они нас припрут к стенке, мы вынуждены будем пойти на конфликт. Так и напишите. На какие неадекватные действия пойдут турки-месхетинцы, Махадын не уточнил. Но можно догадаться. Нижнебаканку пересекает железнодорожная ветка, идущая в Сочи. Областное УФСБ давно по этому поводу высказывает беспокойство. Самый старый член общины Бинали Каяев советует сородичам одно - молиться. Раз в неделю он вместе со своей семьей из 18 человек переезжает жить в подвал, а его дом становится мечетью. Это единственная мечеть в Краснодарском крае, и та несанкционированная. Общая площадь - около 40 квадратных метров, имам стоит в коридоре. В конце каждой молитвы он просит у аллаха благополучия краевым властям. - Обязательно скажите об этом губернатору, - сказал на прощание Бинали. Пусть ему будет приятно. Русские. Пора жить по понятия Город Абинск. Не случайно именно здесь губернатор сделал свое скандальное заявление об окончании фамилий. Людей на "ян" в Абинске 8 тысяч. Местные армяне называют Абинск гнездом русского национализма и показывают пальцем на Юрия Вячеславовича Сердюка. Юрий Сердюк, мэр и казачий атаман Абинска, - типичный русский националист. Но после разговора с ним я понял, что по части национализма от предводителей армян и турок-месхетинцев он немногим отличается. Разница лишь в том, что Сердюк - представитель власти и свой национализм должен держать при себе. - О чем вы говорите? - рассмеялся Сердюк, когда я спросил, почему армян не прописывают даже тогда, когда должны это сделать по закону. - Какие законы? У этих людей нет никаких чувств, кроме любви к деньгам и к своим сородичам. Я не хочу выполнять такие законы, которые делают из Кубани Армению. Вы думаете, они живут по закону? Они живут по своим армянским понятиям, у них лишь одна конституция - чтобы армянам было хорошо. Сейчас у армян подрастает молодежь, которая ведет себя вообще беспредельно. Поэтому пусть не обижаются, что мы с ними тоже по понятиям. Тут уже приходится действовать как на войне. Или мы, или нас. У меня круглосуточно оперативный дежурный на вахте. Если что случится - порядок действий отработан. 30 бойцов в течение пяти минут могут выставить, а потом придет подкрепление. Все проверенные ребята, в Чечне и Косово служили. "По понятиям" Сердюк запретил на школьных дискотеках гонять армянскую музыку. - Ну я понимаю, конечно, что раз в пять или шесть лет в Армении проводят неделю русской культуры. Приедут наши артисты, погостят и уедут. Но почему у нас каждую неделю нужно устраивать армянские пляски? В общем, пресекли мы это дело. При мне Сердюку принесли на подпись два заявления о виде на жительство. От армянина и русского, который приехал с севера. Он отклонил оба. - А русского-то за что, Юрий Вячеславович? - Он с севера приехал. Двадцать лет там деньги зарабатывал, а теперь пожаловал к нам пенсию получать. Разве это называется русский? Да он тот же армянин. Не буду подписывать. Мертвые. Сраму не имут Отыскать на Славянском кладбище разгромленную армянскую аллею оказалось непросто. Ощущение было такое, что здесь прошелся целый полк скинхедов - то тут, то там попадались покосившиеся памятники и кресты. Но при ближайшем рассмотрении фамилии на табличках оказывались русскими, а имя тем скинхедам, которые довели их до такого состояния, - время и забытье. На армянском участке бродили два человека. Роза Асариян сидела и тупо смотрела в глаза своего сына на осколке гранита. Шестидесятилетний Георгий Мелкумян приводил в порядок могилу своей жены Гали. Вернее, их общую с Галей могилу. На плите, которую опрокинули и разбили скинхеды, оставалось чистое место, где после смерти Георгия Падвакановича должно было появиться его собственное имя. - У меня в Баку было много могил - ни одной не осталось. Теперь здесь повторяется то же самое. Чтобы этот памятник поставить, пришлось занять полторы тысячи долларов, хотя для меня это огромная сумма - я до пенсии работал строителем, а жена - мотальщицей на фабрике, в Азербайджане у меня осталась квартира, в Сбербанке сгорели все сбережения. Но у армян это принято - последние деньги отдавать предкам, некоторые даже квартиры продают, чтобы похоронить родственника как следует. С годами я понимаю, что это, наверное, не очень правильный обычай. Мертвым роскошь ни к чему, она только раздражает живых, тем более сейчас, когда люди живут не очень богато. Теперь, я думаю, мне придется поставить Гале памятник попроще. Георгий рассказал, какие здесь кипели страсти два дня назад. Молодые призывали идти в город с маршем протеста. Особенно неистовствовал Антонесян - отец двух детей, погибших год назад при пожаре. На их могиле скинули крест и разломали гранитный столик. - Но самое ужасное для меня началось потом, когда я пришел домой и включил телевизор, - рассказывает Георгий Падваканович. Сначала прокурор сказал, что ребята, мол, просто хотели отдохнуть на природе. Потом за них заступился губернатор: "Ну возвращались с футбола, возбужденные, их можно понять". Их-то понять можно, а вот как понимать ответственных людей, которые делают такие заявления? Мелкумян поднял с земли гранитный осколок с выгравированным армянским крестом, завернул в бумагу и попрощался. - Дома поставлю. Никогда не забуду. Справка "Известий" Краснодарский край - субъект федерации, в котором проживает 126 национальностей. Славяне на Кубани (русские, украинцы, белорусы) составляют 91 процент населения. Армяне - крупнейшая национальная диаспора края, ее численность, по данным УВД края, 293 тысячи человек. Сколько их на самом деле, не знает никто. Эта цифра является предметом политических спекуляций - сами армяне склонны называть цифру до 800 тысяч, а судя по заявлениям губернатора, армян в край "понаехало" около миллиона. Профессор кубанского университета этнограф Игорь Кузнецов считает, что реальное количество армян в крае не более 350 тысяч. При этом, по мнению ученого, в процентном соотношении этнический расклад в крае не изменился со времени переписи 1989 года, поскольку за это время переселенцев славянских национальностей в крае появилось не меньше, чем представителей национальных меньшинств. Общее число "инородцев" на Кубани не превышает полумиллиона. После армян с большим отставанием идут грузины и турки-месхетинцы (по 15 тысяч). Курды, езиды, немцы, ассирийцы и даже эстонцы с чехами укладываются в пределы нескольких тысяч. Первые армянские ремесленники и торговцы появились на территории нынешней Кубани в ХV веке, их адыги пригласили из Крыма. Следующая волна переселенцев появилась вместе с казаками в конце ХIХ века. Третья волна, вызванная армяно-азербайджанским конфликтом, пришлась на 1991-1993 годы. Вопреки мифу о засилье армян во всех сферах экономики, большая часть экономики края подконтрольна так называемым "москвичам". Основной вид деятельности армянской диаспоры - торговля и сфера услуг: общественное питание, автосервис, обувные предприятия и лесной бизнес. Более элитные сферы бизнеса занимают грузины - они возглавляют филиалы московских банков, санатории. У езидов есть несколько водочных заводов. Адыги и турки-месхетинцы задействованы в сельском хозяйстве. Особенности национальной политики Необходимость делать резкие заявления в связи с миграционной ситуацией в крае губернатор Александр Ткачев унаследовал от своих предшественников. Наиболее одиозный из них, нынешний член Совета федерации Николай Кондратенко, говорил много, эмоционально и красноречиво о "международном заговоре жидов и сионистов" с обещаниями силовых акций: от повешения краевых диссидентов на платанах у здания краевой администрации до государственного саботажа с перекрыванием вентилей на нефтепроводах. Константа ксенофобии среди кубанцев понуждала к политическому эпатажу. После добровольной отставки батьки Кондрата его "преемник" Александр Ткачев (и/или его помощники) очень быстро осознали необходимость продолжать националистическую линию для популярности власти. Но в отличие от Кондратенко Александр Ткачев не стал ораторствовать по поводу евреев. Объектом гневной критики были выбраны незаконные мигранты из числа людей с "неправильным" окончанием фамилий (губернаторское "Мы будем смотреть на окончания фамилий"). Мартовское совещание в городе Абинске долго откладывалось. В коридорах краевой администрации говорили о том, что губернатору "надо вперед переговорить с президентом". Неизвестно, в каком формате Александр Ткачев обсуждал миграционный вопрос с Владимиром Путиным, но рефреном в его абинском выступлении проходило: "президент нас поддерживает", "предлагает активно действовать". В итоге пресс-секретарь Владимира Путина Алексей Громов даже сделал официальное заявление "о недопустимости" таких ссылок на президента. Решение миграционного вопроса, по губернатору, состоит в том, чтобы, не дожидаясь запоздавшего сверх всякой меры федерального закона "О миграции", избавляться от незаконных мигрантов. В общем списке были названы армяне, турки-месхетинцы, курды, цыгане. Предлагаемое Ткачевым - это нерегистрация незаконных мигрантов и их насильственное выдворение за пределы края. Самой яркой деталью его выступления в Абинске стали фильтрационные пункты при РОВД и конвойные роты. Кубанские депутаты не замедлили выполнить скандальное обещание губернатора и на ближайшей сессии Законодательного собрания Краснодарского края приняли постановление "О мерах по усилению госконтроля за миграцией и административному выдворению лиц, незаконно находящихся на территории Краснодарского края". В постановлении ГУВД края предписывалось, в частности, к 1 апреля подготовить технико-экономическое обоснование "пунктов временного размещения мигрантов" при РОВД и конвойных подразделений. Подобные меры и последствия были вполне прогнозируемы задолго до абинского совещания. Но то, что произошло 17 апреля на Славянском кладбище Краснодара, озадачило многих, в том числе и в стенах краевой администрации. Однако все, что смог сказать в тот же день губернатор в официальном заявлении, можно свести к словам: "не позволю борьбу с незаконными мигрантами, не являющимися гражданами Российской Федерации, переводить в плоскость межнациональных конфликтов". А что Вы думаете об этом?
Комментарии
Прямой эфир