Впрочем, есть они и в доме 10. Обменный пункт, какой-то шляпный магазин. И даже оказавшись в Большом Гнездниковском переулке, не поднимет голову прохожий, не полюбопытствует: дескать, а что это за здание такое странное?
Кстати, странность скрыта и в названии Большого Гнездниковского. Ученые по сей день не пришли к какому-либо окончательному выводу - чем именно продиктовано это необычное название. Некоторые считают, что виной тому гнезда, которые в обилии свивали птицы, почему-то питавшие особую симпатию к этим местам. Кто-то полагает, что название взято от неких гнездников, которые изготовляли тут какие-то особенные петли для дверей. Иные думают, что гнездники были литейщиками. Есть люди, полагающие, что в Средневековье гнездниками называли мастеров, изготовлявших стрелы.
Впрочем, независимо от этого архитектура дома вправду интересна. Этакий симбиоз модерна и конструктивизма. Правда, в те времена, когда дом возводился (то есть в 1914 году), понятие конструктивизма еще не было в ходу.
Построил здание довольно модный в то время архитектор Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее. Он был большим любителем, что называется, новинок (увлекался, например, велосипедным спортом) и стремился по возможности прослыть первопроходцем и в архитектуре. Во всяком случае, дом в Гнездниковском был самым большим на всю Москву. Необычными воспринимались коридорная система, форма окон и площадка для увеселений, оборудованная на крыше.
Владельцем этого строения являлся сам Нирнзее. Правда, вскоре после постройки он продал свое произведение некому банкиру, известному в московских криминально-деловых кругах как Митя Рубинштейн. В действительности, как упорно утверждали москвичи, владельцем был Распутин. Во всяком случае, придворный старец вправду заходил сюда незадолго до смены владельца, что было запротоколировано агентами сыскной полиции, располагавшейся неподалеку, в тех же Гнездниках.
Впрочем, жизнь "дома-небоскреба" протекала независимо от владельцев. Вышло так, что в здании квартировали весьма известные в Москве персоны - как до революции, так и при новой власти. Например, здесь проживал поэт Бурлюк. К нему иной раз заходил гораздо более известный Маяковский. Если не заставал, то оставлял прямо на лестнице, за зеркалом, записку.
В 30-е годы на седьмом этаже проживал А. Вышинский. Ездил он в собственном лифте, закрытом для всех остальных, а по коридору ходил лишь с охранником.
Частенько появлялся тут и Михаил Булгаков. Он, кстати, оставил описание довольно дорогого ресторана, располагавшегося на крыше гнездниковской достопримечательности: "На нижней платформе, окаймляющей верхнюю, при набегавшем иногда ветре, шелестели белые салфетки на столах, и фрачные лакеи бегали с блестящими блюдами".
Впрочем, обычная реклама была более щедра на ресторанные эмоции: "Крыша московского небоскреба! Единственное летом место отдыха, где в центре города предоставляется возможность дышать горным воздухом и наслаждаться широким открытым горизонтом".
Сам ресторан работал с шести вечера и до двух ночи: "ежедневно пиво, вино, дешево, свежо и вкусно".
Увы, сегодня "крыша небоскреба" не функционирует. Общественная жизнь дома проистекает значительно ближе к земле. А в скором времени, как утверждал писатель-антиутопист Ефим Зозуля, разрушится и вся постройка. Он сообщал: "В 2022 году рухнет бывший дом Нирнзее в Б. Гнездниковском переулке. Руины этого дома будут спрессованы, что образует площадку для спуска и подъема аэропланов. С этого момента начнется настоящее развитие туризма в Москве".
А что Вы думаете об этом?