- Г-н Уильямс, чего ваша делегация надеется достичь в Москве?
- Мы хотели бы оставить более позитивное отношение к НАТО, чем то, которое, возможно, наблюдается в России сейчас. Нужда в этом большая. Мы встречались с двумя депутатами Госдумы, они принадлежат к противоположным концам российского политического спектра. Они сообщили, что их избиратели с большим подозрением относятся к НАТО. Если так, сказали мы им, то почему бы вам, парламентариям, вместо того чтобы просто следовать за электоратом не сыграть лидирующую роль? Объяснить избирателям, особенно молодым, которые даже и не помнят времена "холодной войны", что такое евроатлантическое сотрудничество, зачем России партнерские отношения с НАТО? Но на это депутаты отвечали, что "в их задачу это не входит, быть лидером - дело президента Путина, которого мы поддерживаем". Однако разве функции парламента сводятся лишь к тому, чтобы поддерживать принятые главой государства решения?
- Один из факторов подозрительного отношения со стороны россиян - расширение НАТО на восток...
- У нас была долгая встреча с начальником главка международного военного сотрудничества Минобороны Анатолием Мазуркевичем. Мы обсуждали упомянутый вами вопрос. Мы подчеркивали, что холодная война закончилась, и в государствах - членах НАТО Россия больше не считается противником. Мазуркевич не замедлил подвергнуть этот тезис сомнению - почему же тогда блок продвигается на восток, спросил он? Ему ответил наш литовский коллега в том смысле, что право независимых государств - принимать решение, в какую организацию им вступать или не вступать. На это генерал отреагировал весьма резко и фактически отчитал гостя.
- Вы и ваши оппоненты до сих пор говорите на разных языках...
- Вот именно - необходимо найти механизм обсуждения разногласий, причем не только между НАТО и Россией, но и внутри альянса.
- На днях стало известно, что "двадцатка" родится в мае. Вы этот механизм имеете в виду?
- Когда образуется "двадцатка", это позволит России участвовать в обсуждении до принятия решений. Но эта возможность не означает, что Россия получит право вето на принимаемые альянсом жизненно важные для него решения. Но можно обсуждать, например, проблемы ближневосточного урегулирования - это не строго натовский вопрос. Однако он затрагивает интересы альянса, так же, как и интересы России. Причем позиции России и европейских государств в этом вопросе ближе, чем позиции Европы и США. Другие возможные темы обсуждения - оружие массового уничтожения, международный терроризм, роль инспекторов ООН. Для начала должны обсуждаться вопросы, по которым позиции сторон наиболее близки.
- Однако если Россия не будет иметь право вето в рамках "двадцатки", то это возврат к формату 19+1?
- У всех подобных институтов, возможно, есть своя инерция. Вот что по этому поводу сказал премьер Тони Блэр: "Если дать русским возможность проявлять конструктивный настрой внутри форума, а не вне его, при том что у них не будет права вето, то с течением времени они станут партнерами". И в долгосрочном плане именно этот путь может привести к членству России в НАТО.
- Не помешает ли работе "двадцатки" включение в ее состав - в случае их вступления в НАТО - государств, чьи взгляды по некоторым вопросам сильнее расходятся с позицией России?
- В этом случае она уже не будет "двадцаткой", конечно. Да, исторически сформировавшиеся позиции, например, государств Балтии, могут принимать более резкие формы, чем других стран. В этом смысле не исключено, что такие позиции помешают достижению консенсуса в рамках "двадцатки плюс". Но политика, как вы помните, - это искусство возможного. И когда балтийские государства ощутят, что их положение в результате прогнозируемого ныне приема в члены альянса упрочилось, они будут увереннее чувствовать себя в отношениях с Россией. И их взгляды - со временем - смягчатся.
- А что вы предлагаете делать уже сейчас?
- Мы намерены предложить программу действий из нескольких пунктов, которые необходимо донести до россиян с целью изменить их исторически сложившуюся позицию в отношении альянса. Донести простыми и ясными словами.
- Создать чувство уверенности и стабильности, которое поможет скрепить связи между Россией и НАТО.
- Не ослаблять внимания к вопросам укрепления доверия в Центральной Европе - это критически важно в интересах всех европейских государств.
- Необходим поиск механизмов, позволяющих обсуждать неизбежные разногласия между странами НАТО и Россией. И не только обсуждать, но и купировать их, если уж не удастся их разрешить.
- Сформировать повестку дня обсуждения практических дел, которые могут и должны быть сделаны на Европейском континенте.
- Не следует относиться к НАТО как к блоку. Это не наднациональная организация. Альянс состоит из отдельных стран, зачастую с различными позициями по разным вопросам. Многое можно решать в рамках двусторонних отношений.
- Обсуждение и выполнение вышеупомянутых пунктов может стать совместным мостом для России и стран альянса к будущему.
- Основной проводник вашего влияния в России - ваш ассоциированный партнер, Ассоциация Евроатлантического сотрудничества (АЕАС). Как вы оцениваете ее деятельность?
- Ассоциация начала свою деятельность в 1992 году во враждебном, антинатовском окружении. Ей трудно приобретать сторонников, но постепенно она их приобретает. Ассоциации нужна помощь. В первую очередь со стороны высшей школы. АЕАС включает в основном ученых и дипломатов, и среди убеленных сединами академиков пора появиться молодым лицам.
А что Вы думаете об этом?