В прокат выходит первый после "Бойцовского клуба" фильм Дэвида Финчера с Джоди Фостер в главной роли, которая не снималась уже года три. В новом фильме режиссер отдает дань одной из своих самых любимых картин - "Окну во двор" Альфреда Хичкока. В "Комнате страха" тоже много подсматривают, чем и спасаются.
Никогда еще Дэвиду Финчеру не доставалось сценария настолько пугающе правдоподобного. Страстные проповеди Тайлера Дардена из "Бойцовского клуба", маниакальные построения Джона Доу из "Семи" и мышиная беготня Николаса ван Ортона из "Игры" все-таки баласировали на грани реальности и масонских сказок.
События же новой картины идеально укладываются в клаустрофобную картину мира жителя большого города. Потому и повалили на фильм американцы, превратившие "Комтату страха" в самый прибыльный фильм Финчера. Кому из нас не доводилось по ночам прислушиваться к шорохам на лестничной клетке, кому не мерещился скрежет отмычки в замке, кто не кричал от страшных снов и кто не попадал наяву в ситуации, когда мучительно хочется проснуться?
Мама с дочкой, обычные люди, как ты да я (муж ушел к молодой манекенщице, у дочки диабет, которым страдает все больше и больше американцев, мать подслеповата) вселяются после развода в новую квартиру на Манхэттене. В квартире до них жил полоумный миллионер, который оборудовал на втором этаже вместительный сейф для собственной персоны, напичканный электроникой, мониторами и разным бойскаутским снаряжением, вроде фонариков - то ли на случай ограбления, то ли на случай атомной войны.
В первую же ночь в квартиру забираются грабители - они хотят забрать из той самой заветной комнаты спрятанную там большую сумму денег, но не подозревают, что дом уже заселен.
Все оставшееся после интерлюдии время герои решают геометрическую задачку. Дано: комната, в которую не попасть и в которой заперты деньги и женщина с девочкой, три грабителя и многочисленные камеры, которые позволяют отслеживать каждый их шаг. Еще есть папа, настолько противный, что ему не хочется звонить даже под страхом смерти, и полиция, которая как всегда приедет тогда, когда уже можно было и вовсе не приезжать.
Получается эдакое "За стеклом" наоборот - запертые в клетке наблюдают за теми, кто снаружи. Каким бы безвыходным (в прямом и переносном смысле) ни было положение дочери и матери, вывод все равно таков: тот, за кем смотрят - всегда жертва, даже если в руках у него пистолет. Только подсматривающий неуязвим. Джоди Фостер понимает это лучше, чем кто бы то ни было - недаром она уже который год с успехом прячет свою личную жизнь от посторонних глаз.
Профессиональный рекламщик, Финчер дергает аудиторию за все ниточки, раздражая необходимые рецепторы идеального подобранными картинками и звуками (когда грабители пытаются вскрыть комату снизу физически ощущаешь, что под твое кресло ведется подкоп). Режиссеру-перфекционисту удалось все, в том числе и подбор актеров. Двенадцатилетняя Кирстен Стюарт удивительно похожа на маленькую Джоди Фостер, хоть сейчас снимай с ней римейк картины "Алиса здесь больше не живет", а наблюдая за играющим грабителя Форестом Уитекером понимаешь, что он - один из самых недооцененных актеров нашего времени. Однако потрясения, которое вызвали три предыдущие картины Финчера, от "Комнаты страха" ждать не стоит - это все-таки обычный триллер, снятый так, как никто кроме создателя "Бойцовского клуба" никогда не снимет.
А что Вы думаете об этом?