Пока таких ассамблей, в которые входят ведущие федеральные (в столице) и региональные общественные организации, всего три и есть. Объединяются они, как сказано в подписанной декларации, для "равноправного взаимодействия разнотипных организаций гражданского общества" - это и будут супергоризонтальные связи.
Форум оказался немногочисленным: два человека от Москвы, три от Питера, с десяток от Перми. Собрались они на "Вышке" - в мемориальном музее-диораме, посвященном революционным событиям начала века и находящемся на одной из самых высоких точек Перми. Музей все еще функционирует, правда, посетителей в течение недели можно пересчитать по пальцам. Неформальный лидер "Пермской ассамблеи" Игорь Аверкиев (формальных начальников в ассамблеях нет) признался, что место выбрали почти случайно, причем немалую роль сыграла символическая арендная плата. Идеологическая формула: "Тогда, в начале века, договориться не удалось - сейчас договоримся" возникла позже. А директор Центра независимых социологических исследований Виктор Воронков из Петербурга предложил создать здесь музей развития гражданского общества в России. Идея, кстати, хороша тем, что не предполагает разрушения уже существующей экспозиции.
О том, почему местом встречи была выбрана именно Пермь, корреспонденту "Известий" поведал президент Международной конфедерации обществ защиты прав потребителей Александр Аузан.
- У нас в Москве, - сказал он, - есть популярная фраза: культурной столицей России является Петербург, а столицей гражданского общества - Пермь. И по спектру организаций, и по уровню проектов Пермь - действительно лидер. Поэтому мы решили именно здесь провозгласить те принципы, в соответствии с которыми мы будем двигаться дальше, и назвать это Пермской декларацией.
Своего московского коллегу поддержал председатель общественной правозащитной организации из Петербурга "Гражданский контроль" Борис Пустынцев:
- В Перми раньше, чем в других городах, появились системные элементы гражданского общества. Когда подобные ассамблеи появятся хотя бы в трети регионов, можно будет говорить, что гражданское общество в России обретает развитые формы.
Текст декларации согласовывали часа два. В ней закреплена основная цель ассамблей, которая состоит в "содействии консолидации и кооперации институтов гражданского общества, в развитии переговорных процессов с институтами государственной власти". То есть ассамблеи намерены стать узловыми пунктами на пересечении горизонталей гражданского общества с вертикалями власти.
О важности или неоценимом значении состоявшегося мероприятия речей не произносили. Ограничились глотком шампанского из одноразовых стаканчиков. Только редактор пермской правозащитной газеты "Личное дело" Юрий Асланьян, глядя из отъезжающего автобуса на давно погасший Вечный огонь, произнес задумчиво:
"А о вечном-то забыли".
Впрочем, у каждого свое понимание вечности.
А что вы думаете об этом?