В соответствии с 11-й статьей все решения, связанные с уплатой долгов компании, единолично принимает специальный судья. В своем ноябрьском варианте Энн Крюгер отстаивала ту же позицию, предполагая, что роль такого судьи будет отведена МВФ.
Авторитарная роль Фонда на самом деле должна была защитить страны-банкроты. Дело в том, что при существующем порядке держатели имеют возможность самостоятельно искать пути урегулирования долговой проблемы, что ведет к сепаратным переговорам кредиторов с должниками, и, если такие переговоры заканчиваются неуспешно, подавать иски или просто перепродавать государственные долги на стихийно возникшем вторичном рынке гособлигаций.
Новый план, обнародованный Крюгер на конференции Института международной экономики (Institute for International Economics), предполагает оставить в основе плана 11-ю статью, но изменить порядок принятия решения о процедуре урегулирования долгов. Предлагается демократический механизм - решение должно быть одобрено большинством кредиторов. Крюгер говорит о 50-60%. Администрация США предлагает 75%. После принятия решения никаких сепаратных исков против страны-банкрота подано быть не может. Таким образом, единовластие МВФ в новом проекте заменено на связку "супербольшинство кредиторов - должник".
Это вынужденная уступка МВФ международному финансовому сообществу. Сама Крюгер признает, что "реакция многих людей была весьма неоднозначной". Не все хотят, как она выразилась, "видеть Фонд на водительском сиденье", и заявила, что ожидала подобную реакцию. Впрочем, отвечая на вопрос "Известий" о том, как же развивается план реформы Фонда и в особенности его банкротная часть, Крюгер упомянула "несколько проектов", не сказав о возможностях модификации "плана 11-й статьи".
Инициатива Фонда была продиктована тем, что ему надоело оплачивать счета частных инвесторов, будучи кредитором последней инстанции. Чашу терпения Фонда переполнили события кризисов 1997-98 гг., когда Фонд де-факто оплатил значительную часть издержек девальвации международным инвесторам. Ноябрьский план ослаблял влияние инвесторов, выводя их за рамки переговоров. Компромиссный вариант возвращает их в клуб. Особую роль в этой ситуации заняла администрация США - главный акционер МВФ (США принадлежит 17,5% голосующих акций Фонда, что при 183 членах означает полный контроль). Заместитель министра финансов США и главный экономический советник Буша Джон Тэйлор (John Taylor) поддерживает компромиссный вариант, но считает, что новые правила должны действовать только применительно к новым договорам стран с МВФ. Эта инициатива, безусловно, защищает тех кредиторов, которые успели вложиться в облигации на старых условиях.
А что Вы думаете об этом?