Вечер балетов Ноймайера на сцене Большого вызвал гораздо больший ажиотаж, чем в самой Мариинке. Если там язык современного балета - это привычное дело, то в Москве подобное событие вызывает законное любопытство. Это любопытство на протяжении вечера нарастало - и третий балет, на музыку Альфреда Шнитке, удостоился наибольших аплодисментов.
Все три балета Ноймайера очень конфликтны, кордебалет в них - не фон для солистов, а протагонист, партнер и соперник. Танцоры несколько сгладили конфликты, танцевальным диалогам и спорам они предпочли существование в параллельных мирах. В безмятежной "Весне и осени" (Spring and fall) на музыку струнной серенады Антонина Дворжака контрасты едва намечены, в двух других спектаклях обострены до предела. Героиня Светланы Захаровой - странная фея "Теперь и тогда" (Now and then). Она высокомерно и томно несет себя сквозь толпу физкультурниц и цирковых борцов, этой толпы не замечая. Пробует повелевать партнером (Данила Корсунцев). Фея лениво капризничает, не понимая, куда и зачем попала. Гуттаперчевая, она не знает пластических ограничений - прихотливые фигуры танца вольготно располагаются в пространстве под звуки фортепьянного концерта Мориса Равеля. Захарова не без оснований претендует на премию. Но впереди "Щелкунчик" с серьезной соперницей и коллегой по театру Натальей Сологуб.
В "Звуках пустых страниц", поставленных на альтовый концерт Шнитке и навеянных биографией великого композитора, есть все, что необходимо балету "про гения". Есть страдающий художник, враждебное филистерское общество, Прекрасная Дама (то ли муза, то ли музыка). Есть и смерть-притворщица, и светлый луч бессмертия, и недописанная нотная страница - белый экран на траурном заднике. Конечно, есть море пафоса. Не потеряться в такой ситуации можно только одним способом - забыть о трагедии и быть самим собой. Что удалось Андриану Фадееву, исполнившему главную партию. Герой "Звуков пустых страниц" страдал без надрыва, тихо сходил с ума, подчинялся лавине звуков, надвигающейся из хаоса. Фадеев танцевал так естественно, будто сложной пластикой Ноймайера овладел раньше, чем начал ходить.
Лауреат "Маски" за мужскую роль в балете уже ясен. Тем более что соперники солиста Мариинки - артисты современного танц-театра Роман Андрейкин и Василий Ющенко выступят совсем в другом "хореографическом весе".
А что вы думаете об этом?