Но если имя "Ла Скала" стало синонимом высочайшего творчества, то состояние театрального здания, поднявшегося на месте церкви "Санта-Мария делла Скала", с годами вызывало все больше опасений. Сильно разрушенное в 1943 году угодившей в него бомбой, оно к тому же было восстановлено сразу после войны без учета архитектурных и технических требований, которые очень скоро предъявило быстротекущее время.
О необходимости новой реставрации говорилось в течение всего прошедшего полувека. Проводились многочисленные конкурсы проектов - победил проект выдающегося современного архитектора Италии Витторио Греготти. По нему в пределах всемирно известной "коробки" предполагалось переделать сцену, расширить зал и фойе, увеличить вместимость балкона и ярусов, заменить покрытие полов, а также кресла, вставив в них дисплеи.
Координатор наконец начавшихся в январе нынешнего года строительных работ инженер Мальгранде образно сравнил "Ла Скала" до реставрации с автомобилем, который внешне выглядит неплохо, но имеет слишком большой пробег. Ныне представления в "старом здании" приостановлены. Уже снесены конструкции за занавесом: эта часть сцены, оснащенная новейшим оборудованием, поднимется на три метра.
Так называемый "Пикколо Скала" (филиал основного здания) и казино "Рекорди" отправились в историю. Вместо них возникнут музей и ресторан. У "Ла Скала" прибавится еще одна гримерная и станет четыре репетиционных зала. Разберут и "Лонджионе" - место для "стоячих" зрителей: в зале таким образом прибавится 120 сидячих мест. Кстати, в музее, который вместит 1400 шкафов с 60 тысячами экспонатов, собранных с 1911 года, откроют три отдельных экспозиции - одна из них посвящена нашему соотечественнику Николаю Бенуа, 40 лет прослужившему главным художником "Ла Скала".
Разумеется, осуществление грандиозного проекта требовало грандиозных сумм. Их сбором директор театра Карло Фонтана и городские власти занимались 12 лет. В итоге к началу реставрации инвестиции составили 108 миллиардов лир, или примерно 55 миллионов евро. На работы по реконструкции отведено всего два с половиной года.
А пока спектакли "Ла Скала" продолжают идти, но уже в новом, специально построенном неподалеку современном здании театра "Арчимбольди на Бикокка" (по-нашему это звучит как театр на Таганке или у Никитских ворот). Он вмещает 2400 зрителей и по размерам считается вторым в Европе. Главный дирижер "Ла Скала" Риккардо Мути 17 января опробовал его акустику оперой "Травиата" и остался весьма доволен. Предполагается, что "Арчимбольди" войдет в театральный комплекс вместе с "Ла Скала" и возводимыми сейчас колоссальными мастерскими-хранилищами. Вытянувшись в линию в центре Милана, они составят театр-город в городе.
Открытие возрожденного "Ла Скала" намечено на сентябрь 2004 года. Как и при открытии в 1778 году, будет представлена опера Антонио Сальери "Признанная Европа".
Кстати
Италию и Россию связывают тесные культурные связи. В 1998 году в Петербурге в фестивале "Белые ночи" принимали участие "Ла Скала" и Мариинский театр под управлением маэстро Гергиева. Давали оперу Прокофьева "Война и мир". Валерий Гергиев дирижировал также оперой Верди "Сила судьбы". В Большом зале Консерватории в присутствии президента Путина и мэра Милана Альбертини выступил оркестр "Ла Скала" под управлением маэстро Риккардо Мути. Второй такой же концерт состоялся в Большом театре в Москве. В 1999 году в рамках фестиваля театров Европы в "Театро Пикколо" в Милане выступил Малый драматический театр Петербурга под руководством Льва Додина.
В последние годы интенсивно развиваются связи миланских и петербургских музеев. В частности, в Милане прошли выставки картин из "Эрмитажа" и Музея имени Пушкина. Была проведена акция в замке Сфорца под эгидой организации "Мемориал". В 2000 году в Риме состоялась грандиозная выставка древнерусских икон из собраний крупнейших музеев России. В октябре 2001 года прошла выставка из коллекции музеев Кремля. В ней участвовали директор музеев Кремля Елена Гагарина и суперинтендант музеев замка герцогов Сфорца ("Кастелло Сфорцеско") Эрманно Арслан.
А что вы думаете об этом?