Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Нарышкин отметил желание США вникнуть в причины конфликта на Украине
Мир
WSJ сообщила о планах команды Трампа ввести новые санкции против РФ
Мир
FT заявила об изучении ЕС возможности разрыва контрактов на поставку газа из РФ
Экономика
Путин запустил производство российского аналога упаковки «Тетра Пак»
Мир
Южная Корея и США провели совместные воздушные учения
Мир
В ГД призвали отстранить Каллас после ее призыва не посещать Москву 9 Мая
Мир
Китай обвинил Агентство национальной безопасности США в кибератаках
Армия
Российские военные уничтожили живую силу ВСУ на сумском направлении
Мир
Нарышкин связал военную активность Польши с причиной острой ситуации в Европе
Мир
СМИ сообщили о вынужденном отказе Каллас от создания фонда для Украины
Пресс-релизы
Россия и Индонезия укрепляют деловые связи
Экономика
В США пригрозили Meta требованием продать Instagram и WhatsApp из-за монополии
Мир
Российские спасатели завершили миссию в Мьянме после землетрясения
Мир
Глава Аргентины Милей назвал РФ одним из лидеров нового миропорядка
Авто
Новые версии автомобилей УАЗ сертифицировали в России
Экономика
Под риском пострадать от заморозков оказались не менее 4,7 тыс. га садов и виноградников
Экономика
Банк России отозвал лицензию у Промтрансбанка

Между Пауэллом и Квашниным

Год назад, когда решался вопрос о назначении преемника Игоря Сергеева, кандидатура секретаря Совбеза Сергея Иванова рассматривалась одной из последних. На фоне начальника Генштаба Анатолия Квашнина, главкома Военно-Морского флота Владимира Куроедова, оборонного вице-премьера Ильи Клебанова и даже заместителя секретаря Совбеза Алексея Московского Иванов выглядел не лучшим кандидатом - не имел опыта управления большими коллективами, специальной военной подготовки
18
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Тем не менее у президента были свои аргументы: стране нужен, во-первых, гражданский министр обороны, во-вторых, энергичный человек "со стороны", способный без узковедомственных "шор" провести назревшую и перезревшую реформу армии. На практике выполнить эти планы оказалось сложно - законодательно не было проведено разделение функций между гражданским министром обороны и начальником Генштаба. В результате Иванов сам определил круг своих обязанностей: решение вопросов реформирования, финансирования, технического оснащения армии; военно-технического сотрудничества с иностранными государствами (вопросы, главным образом волновавшие президента). Проблемы комплектования и управления войсками остались в ведении Генштаба. Сергею Иванову так и не удалось собрать в Минобороны свою команду, и это по-прежнему многими засчитывается ему в минус и является объяснением, почему за год по реформе армии сделано не так много, как планировалось. Появление на Арбатской площади нового начальника финансового управления Любови Куделиной (до этого курировала МО в Минфине), начальника вооружений Алексея Московского (занимался той же проблематикой в Совбезе) и начальника Комитета по военно-техническому сотрудничеству Михаила Дмитриева (структура учреждена как надзорный орган за ВТС с иностранными государствами) - результат работы не только Иванова, но и лично президента, стремящегося к укреплению госконтроля за движением средств в бюджете МО и доходами от ВТС. В отсутствие собственной команды специалистов (прежде всего разбирающихся в вопросах организации и строительства Вооруженных сил) Иванов оказался в жесткой зависимости от Квашнина. Без его участия сегодня не обходится ни одно решение по вопросам реформирования или перевооружения армии. Поэтому большинство их не носят реформаторского характера, а скорее похожи на попытку внутриведомственной "зачистки" людей Сергеева (отставка начальника внешнеполитического управления Леонида Ивашова, начальника 4-го НИИ Минобороны, занимающегося стратегическим планированием, Владимира Дворкина) или обычную перетасовку командующих округами. Самыми заметными шагами военной реформы стали дорогостоящее разъединение Ракетных войск стратегического назначения на Космические войска и Войска противоракетной обороны (удар по главному претенденту на пост министра обороны Владимиру Яковлеву), понижение РВСН из вида до рода войск, а также объединение Приволжского и Уральского округов, воссоздание главкомата Сухопутных войск, а также сокращение армии на 365 тысяч человек. При Сергееве Квашнин делал практически то же самое с разницей в том, что объединял РВСН с КС и ПРО, разводил Приволжско-Уральский округ и упразднял главкомат Сухопутных войск. Тогда, правда, это называлось "оптимизацией структуры управления". Произошел, как говорят, казус с программой вооружения. По словам специалистов, представленные на подпись президенту 43 тома (одним из главных авторов выступил Квашнин) оказались не более чем каталогом военной продукции, имеющейся в запасниках предприятий ВПК. О планах перевооружения, анализе того, что действительно необходимо, в документе не говорилось. По мнению экспертов, плюс в зачете Иванова - это предстоящее повышение денежного довольствия военнослужащих (почти в 2 раза) и приравнивание его уровня к величине окладов госчиновников. Новые тарифы начнут действовать с 1 июня 2002 года. На эти цели, по словам вице-премьера Алексея Кудрина, государству придется дополнительно изыскать около 30 миллиардов рублей (десятая часть бюджета МО). В результате, по данным Минфина, после 1 июля денежное довольствие генерал-лейтенанта, проходящего службу в должности начальника управления Минобороны или Генштаба, увеличится в 1,8 раза, полковника на месте начальника отдела - в 1,68 раза, а в должности командира дивизии - в 1,59 раза, офицеров батальонного звена (комбата, командира роты и командира взвода) - в среднем в 2,2 раза. Этот плюс может перевесить многие минусы. Первым о необходимости улучшения материального положения военнослужащих и повышении престижа военной службы заявил Владимир Путин, потому поддержка Иванову "сверху" обеспечена. Более того, источники говорят, что Путин весьма высоко отзывается о достижениях Иванова. В частности, говорят, он считает, что "до Иванова так глубоко в проблемы армии никто не закапывался". А программа вооружений трактуется как верх межведомственной координации: она соотнесена не только с собственными нуждами армии, но и с общим прогнозом социально-экономического развития страны и даже (большая редкость для оборонного ведомства) с финансовыми возможностями государства, для чего Минобороны тесно контактировало с Минфином. Эксперты едины во мнении: фигура Сергея Иванова устраивает Владимира Путина. Что же касается собственно военных из Минобороны, то их отношение к Иванову по-прежнему неоднозначно. Одни считают, что наконец-то получили грамотного министра, способного не только ходить по плацу, но и думать. Другие - что Иванов лучше бы смотрелся в кресле другого Иванова, министра иностранных дел. Дескать, видно же, что у него лучше получается вести переговоры с натовцами, Кондолизой Райс и Колином Пауэллом, чем заниматься массовым дезертирством и повышением профессионализма сержантского состава. Оттого слухи, что Минобороны вот-вот возглавит Квашнин или другой кадровый военный, не прекращались в течение года ни на день. Очевидно, так будет и дальше. А что вы думаете об этом?
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением