После восторженной истерики Холли Берри, которая стала первой в истории черной актрисой, получившей "Оскара" за главную женскую роль, фильм Марка Форстера "Бал монстров" превратился в одно из главных ожиданий нашего кинопроката. В четверг картина стартует в кинотеатре "35 ММ".
Все женщины семьи Гротовски покончили жизнь самоубийством. Семейный бизнес мужчин - приведение в исполнение смертных приговоров в экзекуторской муниципальной тюрьме маленького городка где-то на юге Америки. Жизнь их идет как идет, однако после казни чернокожего преступника, которого сыграл как нельзя более подходящий для этой роли рэппер Шон "Паффи" Комбс, вселенная Гротовски рушится, как рушится и мир семьи Масгроув - жены и сына казненного.
Сюжетом фильма, собственно, и является тот путь, по которому Летиша Масгроув и Хэнк Гротовски идут навстречу друг другу, преодолевая одиночество, непонимание, боль утрат, расизм и предрассудки.
Несмотря на универсальность страданий, выпавших на долю героев, "Бал монстров" действительно в первую очередь посвящен проблеме расизма. Однако нам, как сторонним наблюдателям, вряд ли стоит влезать в идеологию картины, иронизировать над политкорректностью и смеяться, когда тех, кто не любит негров, сдают в дом престарелых, а тот, кто исправился, обретает свое счастье со смелой черной женщиной, в честь которой не грех назвать свою новую бензоколонку.
Отмеченному в Берлине и на "Оскаре" "Балу монстров" помимо всего прочего приписываются исключительные кинематографические достоинства, а их можно обсуждать без оглядки на цвет кожи и место жительства.
Образец американского независимого кино, "Бал монстров" (хоть и снят немецким по происхождению режиссером) обладает метафорической системой, прямолинейной и громоздкой, как автомобиль "Линкольн" 1980 года производства.
Основной метафорой человеческих отношений Форстер совершенно искренне делает предметы материального мира. Раз я казнил твоего мужа, то возьми в подарок автомобиль моего сына - пожалуйста, для меня это важно. Раз ты помог мне пережить потерю близкого человека, то вот тебе ковбойская шляпа из коровьего меха. Почему ковбойская? Потому, видимо, что в начале фильма "ковбоем" Хэнка называл отец чернокожих подростков, которых Гротовски с ружьем гонял со всего огорода. Летиша, конечно, про это не знает, зато знают зрители - вот такой у нас в Луизиане символизм.
Что до актерской игры - достоинства, особо отмеченного публикой, а также берлинским жюри и американской киноакадемией, то тут можно подозревать либо эпидемию коллективной слепоты, либо заговор. Холли Берри переигрывает - как абитуриентка ГИТИСа, которую попросили изобразить истерику. Билли Боб Торнтон, по курьезному совпадению сам недавно усыновивший черного мальчика, и вовсе по накатанной играет собственного персонажа из фильма "Человек, которого не было" братьев Коэн: те же замедленные движения, тот же отсутствующий взгляд, то же едва ли не черно-белое лицо без всякого выражения.
"Надо продолжать жить" - вот и весь нехитрый месседж картины, в финале которой Хэнк и Летиша, уже опознавшие друг в друге палача и жертву, сидят на крылечке близко-близко друг к другу. Все можно пережить. Дети новые родятся. Главное, чтобы мужик был хороший и бензин в цене не падал.
А что вы думаете об этом?