"Тщательно изучив решение Версальского торгового трибунала по делу о ликвидации "Прост Гран-при", ФИА заявляет, что суд не делегировал право команды "Прост" на участие в чемпионате мира 2002 года ни компании Phoenix Finance Limited, ни господину Никерсону, - это заявление пресс-службы Международной федерации автоспорта, выпущенное в четверг, сдетонировало самый громкий (наравне с ликвидацией самого "Проста") скандал в "Формуле-1" за последние годы. - ФИА официально заявляет, что команда господина Никерсона не допускается до участия в текущем чемпионате мира". Таким образом, в чемпионате по-прежнему сохраняется 11 команд, а у загадочной "Финикс Файнэнс" для того, чтобы войти в число игроков "Формулы-1", теперь остается только один путь - дожидаться осени, переводить 48 миллионов долларов в качестве залога на счета ФИА и готовиться к сезону-2003.
Однако Чарльз Никерсон ждать не намерен - он собирается оспаривать правомочность вердикта ФИА в Арбитражном спортивном суде. "Похоже, что Макс Мосли и его советники не поняли решения Версальского трибунала, - считает Никерсон. - Все права команды "Прост Гран-при", в том числе и право выступать в чемпионате мира 2002 года, переданы группе Phoenix Finance Ltd в полном соответствии с французским законодательством. Об этом Мосли было сказано непосредственно представителем ликвидационной комиссии Косме Рогом".
Ситуация вокруг "Финикса" выглядит достаточно запутанной, однако определенные предположения все-таки можно сделать. В автомобильных кругах мало кто сомневается, что юридический владелец конюшни Чарльз Никерсон отнюдь не является хозяином формальным. Им, несмотря на заверения, что он помогает новой команде исключительно инженерными ноу-хау, является давний друг Никерсона, англичанин Том Уокиншоу, которому одновременно принадлежат 40 процентов акций другой британской команды - "Эрроуз". Для "Эрроуза" сейчас настали тяжелые времена: долги команды, по некоторым данным, превышают $100 миллионов, что в совокупности с натянутыми отношениями с Deutsche Bank и грядущим окончанием сотрудничества с титульным спонсором - корпорацией Orrange грозит "Эрроузу" плачевными последствиями.
Естественно, что в этой ситуации Уокиншоу обеими руками ухватился за прекрасную идею спасения собственной репутации - по демпинговым ценам выкупить болиды "Проста" (по данным французской прессы, они стоили Уокиншоу и Никерсону всего $2,6 миллиона), убедить Мосли с помощью французского законодательства в своей правопреемственности "Проста" (а значит, избежать внесения 48-миллионного залога) и выйти на старт Гран-при уже в текущем сезоне. Таким образом Уокиншоу мягко уходил бы от бедственного "Эрроуза", но не терял место в "Формуле-1". Однако расчет англичанина волей Макса Мосли провалился, и в результате Уокиншоу остался с несколькими старыми болидами, без денег и перспективы.
Впрочем, затея Уокиншоу выглядела сомнительной с самого начала. По негласному кодексу "Формулы-1", новые владельцы могут поменять название былой команды только по единодушному мнению остальных. Приход же "Финикса" на место "Проста" был напрямую невыгоден сразу нескольким конюшням. Например, "Минарди", для которой банкротство "Проста" означало дополнительный доход в размере $12 миллионов, вырученных предприимчивым Берни Экклстоуном за телевизионные права. Или, к примеру, также испытывающему финансовые проблемы "Ягуару", который за счет продажи двигателей "сестринской" компании "Косуорт" в "Эрроуз" надеялся улучшить свой баланс. Если бы Уокиншоу ушел из "Эрроуза", этой небольшой команде наверняка бы грозила участь "Проста", а "Ягуар", в свою очередь, также оказался бы на грани катастрофы.
Том Уокиншоу с Чарльзом Никерсоном намерены отстаивать свои права в Арбитражном суде. Однако вряд ли английскому тандему предпринимателей удастся добиться реабилитации. С трудом верится, что суд пойдет на создание в элитном мире "Формулы-1" с его устоявшимися внутренними законами такого прецедента, по которому любой неудавшийся бизнесмен сможет без труда менять ставшие обременительными команды на совершенно новые с незапятнанной финансовой репутацией. В настоящий момент регламент "Формулы-1" гласит, что прийти в эту серию можно только двумя дорогами: либо стать совладельцем уже существующей команды (со всеми ее радостями и горестями и с сохранением имени), либо внести перед началом очередного сезона $48 миллионов и тогда - начинать все с чистого листа. Уокиншоу рискнул проложить третий маршрут, но, похоже, совершил самую большую ошибку в своей яркой предпринимательской карьере.
А что Вы думаете об этом?