Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Оператор любимых фильмов

Вчера на 64-м году жизни умер Владимир Нахабцев, замечательный кинооператор, снявший такие любимые всеми фильмы, как "Берегись автомобиля", "Ирония судьбы", "Служебный роман", "Гараж", "Тот самый Мюнхгаузен", "Анна Павлова"... Он работал с мастерами: Эльдар Рязанов, Александр Митта, Марк Захаров, Эмиль Лотяну. Почерк этого художника всегда узнавался по остро современной манере съемки: камера в его руках была подвижной, пластичной и отзывчивой - молодой
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В воскресенье на 64-м году жизни умер Владимир Нахабцев, замечательный кинооператор, снявший такие любимые всеми фильмы, как "Берегись автомобиля", "Ирония судьбы", "Служебный роман", "Гараж", "Тот самый Мюнхгаузен", "Анна Павлова"... Он работал с мастерами: Эльдар Рязанов, Александр Митта, Марк Захаров, Эмиль Лотяну. Почерк этого художника всегда узнавался по остро современной манере съемки: камера в его руках была подвижной, пластичной и отзывчивой - молодой. - Мы сняли с Володей Нахабцевым семь картин, и он был мне как младший брат, - рассказывает Эльдар Рязанов. - Я его заметил, когда он только окончил ВГИК, и пригласил вторым оператором на съемки "Гусарской баллады". А человек он был заметный: красив красотой интеллигентного человека. Замечательно улыбался, и это сразу располагало к нему людей. На "Балладе" он был инициативен, многое снимал самостоятельно, умело работая ручной камерой. И уже на следующую картину я его взял в качестве оператора-постановщика на пару с Анатолием Мукасеем - они вдвоем снимали "Дайте жалобную книгу" и "Берегись автомобиля". Были они ужасно молоды, и в какой-то момент я их даже уволил. Съемки шли на ВДНХ, и в перерыв они куда-то исчезли - вся группа не могла их дождаться. Потом явились, славные и симпатичные, и честно признались, что катались на лодке. Но уволил я их на час - уже назавтра мы опять были вместе. И вместе работали на "Берегись автомобиля". Есть теория: режиссер должен регулярно омолаживать кровь, чтобы не застояться. И Володя Нахабцев с его свежим взглядом, с его любовью к стилистике скрытой камеры и длинного фокуса, предлагал современную манеру съемки. Мы многому друг у друга учились: он у меня, я у него. Потом вместе работали на "Зигзаге удачи", "Гараже", "Иронии судьбы", "Служебном романе". Последние три картины снимали по новой системе: работали сразу три камеры, актеры, как в театре, играли эпизоды целиком и чувствовали себя свободными, зато и людям у камер было гораздо труднее. И не всякий оператор пошел бы на такую жертву. У Нахабцева была в распоряжении целая команда камераменов, и среди них молодой Вадим Алисов, который потом стал мастером, может считать себя учеником Нахабцева, и мы с ним тоже сняли несколько фильмов. А Нахабцеву эти работы принесли Государственные премии России и СССР... В конце жизни Владимир Нахабцев болел, уже не снимал, хотя вел свою мастерскую во ВГИКе и участвовал в отборе номинантов для актерской премии "Кумир". Он оставил сына Владимира, который теперь продолжит его уникальную операторскую школу. А что Вы думаете об этом?
Комментарии
Прямой эфир