Спецэффектному "Властелину колец" и авангардно-музыкальному "Мулен Руж" противостоят в "оскаровской" гонке этого года несколько так называемых серьезных драм. Две из них - "Бал чудовищ" и "Али" - выйдут в наш прокат вот-вот, другие только что вышли.
Претендентом № 1 считаются идущий в нашем прокате фильм Рона Ховарда "Игры разума". У него восемь номинаций, в том числе главные: за лучший фильм, режиссуру и лучшую мужскую роль Расселу Кроу (уже получившему в прошлом году "Оскара" за роль в "Гладиаторе").
Последние кинематографические веяния не могли не затронуть даже такой устоявшийся жанр, как тяжеловесный оскаровский биопик. В Голливуде догадались, что теперь уже недостаточно взять беллетризованную биографию великого человека, уважительно изложить ее в хронологическом порядке. В "Играх разума" есть все, что обычно бывает в привечаемых киноакадемиками агиографиях: гениальный математик, вступивший в неравную схватку с собственной шизофренией, таинственный представитель спецслужб в хэмфрибогартовском плаще и шляпе, погони в тяжеловесных бьюиках, измученная, но верная жена на периферии основной истории и старательно воссозданная реальность послевоенной университетской жизни.
Не то чтобы история реального Джона Нэша, сошедшего с ума от общения с цифрами и воскресшего много лет спустя для чтения лекций и произнесения Нобелевской речи, сама по себе была неинтересна. Однако и этот сюжет, для пущей удобоваримости, создатели фильма нашли возможность в какой-то момент перевернуть с ног на голову, как в "Шестом чувстве", или, скажем, "Других". В середине действие вдруг круто меняет ход, что для зрителя является полной неожиданностью, а у рецензента отнимает возможность в подробностях разобрать картину: секреты выдавать нехорошо.
Сценарист Акива Голдсмит за свою хитрость тоже получил номинацию на главную кинопремию, как и Рассел Кроу, играющий Нэша в возрасте от 19 до 70. Невелика хитрость в тридцать семь лет при помощи грима сыграть глубокого старика, но вот превратиться в угловатого подростка, жмущегося в углу на принстонской вечеринке... За такое надо давать "Оскары". Страшно подумать, что получилось бы, если роль, как предполагалось вначале, получил бы Том Круз. Однако статуэтка у Кроу уже есть, причем совсем свежая, прошлогодняя, и получена она скорее за грозное бряцание гладиаторским мечом, чем за выдающуюся игру, - не за то награждают.
Другой претендент
"Айрис" Ричарда Эйра (три номинации на "Оскара", все актерские). В отличие от "Али" (очень неправильной по голливудским меркам и тем особенно потрясающей кинобиографии легендарного боксера Мохаммеда Али, когда все кажется будто бы подсмотренным в реальной жизни) "Айрис" - фильм правильный и театральный. Он про Айрис Мердок, одну из знаменитейших, в том числе у нас, писательниц, которых принято называть современными. Про Айрис молодую, свободную, проповедницу столь же свободной любви (что не мешает ей выйти замуж за рохлю-профессора). И Айрис старую, страдающую от болезни Альцгеймера, когда все тот же муж-профессор служит сиделкой. Почему свободная женщина предпочла именно его и в чем была основа их многолетней любви - загадка. Фильм, кстати, поставлен по его воспоминаниям. То, что писательница, живущая в мире слов, начинает из-за болезни забывать слова и смысл вещей - действительно трагедия. Умная женщина смотрит по ТВ телепузиков и сама превращается в телепузика. Наблюдать это не то чтобы приятно. Как всякий голливудский фильм про людей, "Айрис" учит верности и доброте и говорит вдобавок, что надо помнить о старости и смерти. Айрис в молодости и в Альцгеймере изображают две хорошие актрисы: внешне изменившаяся (но по-прежнему не стесняющаяся сниматься голой) Кейт Уинслет и верная себе вплоть до короткой стрижки Джуди Денч. Может случиться то, что не произошло с "Титаником" и не случалось еще никогда: две разные актрисы за исполнение роли одного и того же персонажа в одном фильме получат по "Оскару".
Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ
Фильм, который прокатили
"Корабельные новости" Лассе Хальстрема. Вот уж про какую картину многие заранее думали, что она не обойдется без номинаций. Во-первых, у двух предыдущих фильмов Лассе Хальстрема - "Правил виноделов" и "Шоколада" - этих номинаций было как мусора. Во-вторых, фильм про все, про что надо: про верность, доброту, про то, что надо помнить о старости, но не сдаваться и что человек всегда может заново обрести себя. В-третьих, в главных ролях любимец "Оскара" Кевин Спейси, все та же (что и в "Айрис") Джуди Денч с короткой стрижкой и всегда эффектные Джулианна Мур и Кейт Бланшетт (тут она даже эффектнее, чем во "Властелине колец": изображает стерву, потаскуху, к тому же брюнетку). Но вот что-то не заладилось: не полюбили фильм "оскаровские" академики. Жаль. Сюжет его, конечно, чересчур правильный. Неудачник после гибели стервы-жены остается с маленькой дочкой на руках, и многоопытная тетка уговаривает его припасть к корням - уехать в заброшенный фамильный дом на суровый Ньюфаундленд, где (в доме и на Ньюфаундленде) он обретает любовь и раскрывает себя как классный журналист. Но сами по себе суровые морские пейзажи и непрерывное подвывание, а то и завывание ветра воздействуют на зал завораживающе.
Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ
А что Вы думаете об этом?