Редактору службы новостей "Известий" Андрею Иллешу и его коллегам Сергею Агафонову, Александру Шальневу, Николаю Бурбыге, Сергею Мостовщикову, Виктору Ремизову, Валерию Рудневу, Станиславу Глухову, Борису Резнику и Елене Иллеш удалось опровергнуть официальную версию и выяснить: кто, как и почему сбил "Боинг-747", куда исчезли обломки самолета вместе с останками пассажиров и почему советские власти так долго скрывали правду. Репортеры "Известий" нашли всех участников трагедии: начиная с пилота Су-15, нажавшего на гашетку, заканчивая водолазами, поднимавшими с морского дна обломки лайнера.
- Мы заранее объявили через газету, что провели собственное расследование и собираемся предать огласке собранную информацию, - рассказывает Андрей Иллеш. - Это короткое сообщение приковало к "Известиям" внимание всего мира. И застраховало нас от чиновников, которые хотели воспрепятствовать публикации. Да, за нами ходила "наружка" из КГБ, телефоны прослушивались, генералы вызывали меня "на беседу". Но остановить нас было уже невозможно.
Трагедия произошла в ночь на 1 сентября 1983 года. "Боинг-747" южнокорейской авиакомпании "КAL", следовавший по маршруту Нью-Йорк-Анкоридж-Сеул, отклонился от курса, вошел в советское воздушное пространство, был сбит нашим истребителем и рухнул в море недалеко от острова Монерон. 2 сентября официальную версию озвучил ТАСС: "Самолет неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана (...) нарушил воздушное пространство СССР над о. Сахалин. Самолет летел без аэронавигационных огней, на запросы не отвечал и в связь с радиодиспетчерской службой не вступал. Поднятые истребители ПВО пытались вывести его на ближайший аэродром. Однако самолет-нарушитель на подаваемые сигналы не реагировал и продолжал полет в сторону Японского моря".
Американские власти, располагая перехватом переговоров наших военных летчиков, заявили: "Боинг" сбили Советы. СССР в ответ выдвинул фантастическую версию: самолет выполнял шпионскую миссию, на его борту не было пассажиров.
Мир оказался на грани катастрофы. Рональд Рейган назвал СССР "империей зла". Холодная война могла перерасти в войну реальную.
Семь лет родственники погибших безрезультатно искали правду. Журналисты Южной Кореи, США, Японии вели свои расследования, однако отыскать истину можно было только в СССР. Все эти годы "Известия" тоже вели свое расследование.
- Примерно через месяц после трагедии я поехал в отпуск на Сахалин, - рассказывает Иллеш. - Там случайно познакомился с местным чекистом, который показал мне фотографии. Это были снимки вещей пассажиров "Боинга", поднятых нашими водолазами. Так все и началось. Но тогда, в 83-м, это была работа в стол.
Наши репортеры первыми рассказали о том, что советские истребители не пытались вести переговоры с пилотом "Боинга". Никто не предпринимал попыток посадить его. Никого не волновало, военный это самолет или гражданский. "Боинг-747" был нарушителем границы и потому был сбит двумя ракетами, пущенными советским пилотом Геннадием Осиповичем. "Известия" первыми рассказали о том, как наши водолазы втайне от всего мира поднимали со дна то, что осталось от лайнера и его пассажиров. Журналисты "Известий" обладали уникальными материалами - записями переговоров пилотов советских истребителей, расшифровкой "черных ящиков" сбитого "Боинга", фотографиями и видеозаписями, сделанными водолазами, и даже фрагментами обшивки сбитого самолета. Репортеры сами спускались на подводном обитаемом аппарате к месту, где когда-то лежал разрушенный лайнер, и нашли на Сахалине место захоронения вещей, поднятых со дна Японского моря.
За каждой публикацией следили газеты и телекомпании всего мира. Они перепечатывали со ссылкой на "Известия" сенсацию за сенсацией.
Последний материал "Известий" о "Боинге" заканчивался так:
"Главную опору, на которой держалась многолетняя тайна, мы смогли подорвать. Страх - он отступил. А это значит, что со временем мы сможем узнать все, потому что тайна - смертна".
Это правда. Тайна - смертна.
...После того как Владимир Устинов огласил результаты расследования причин гибели "Курска", один из следователей сказал мне, что называется, не для печати:
- Нам не было смысла скрывать правду. Рано или поздно кто-нибудь из журналистов докопался бы до истины. Помнишь, как с тем корейским "Боингом". Лучше мы сами все расскажем, чем вы это сделаете за нас.
Сергей МИРОНОВ, председатель Совета федерации:
- Несмотря на зрелый возраст, "Известия" остаются молодой, ищущей и в то же время взвешенной газетой. Хорошо, что они заставляют человека думать, побуждают к созидательным действиям, добрым чувствам. "Известия" - издавна моя любимая газета. Когда было две главных газеты - "Правда" и "Известия", "Правду" я не читал, а "Известия" читал всегда. Особенно она мне нравилась, когда я был лектором-международником. Многие из знаменитых известинских международных обзоров я помнил наизусть и очень любил.
Владимир СОРОКИН, писатель:
- Я не выписываю газет, но почти каждое утро я покупаю их в ларьке. Это всегда три газеты, и "Известия" - среди них. На мой взгляд, "Известия" хороши своей умеренностью и стабильностью. Это, в общем, газета "золотой середины". И сдержанность эта, мне кажется, необходима. Такая газета нужна, поскольку помогает соблюсти некий баланс в обществе. Я поздравляю "Известия" с юбилеем. Единственное, что хочется пожелать газете, - уделять побольше внимания культуре.
А что Вы думаете об этом?