Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Побег из рекламной темницы

Третьего января 1989 года газета "Известия" первой в стране вышла с рекламной вкладкой. Это означало, что советская пресса начала ломать коммунистическую клетку, в которой томилась несколько десятилетий. Крупнейшая газета отказывалась, так сказать, "есть с партийной руки" и подавала пример, как можно добывать "пищу" самостоятельно. И это стало без преувеличения началом информационной, идеологической революции
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Причем не октябрьской, а настоящей, за свободу. Примечательно, что нашим партнером выступило немецкое издательство "Бурда". Такое сотрудничество с западным предприятием в информации тоже было впервые в Союзе. Через несколько лет, опять первыми, "Известия" осуществили совместный проект с концерном Financial Times Limited и начали издавать "Финансовые Известия", выход которых возобновлен прошлой осенью. На самом деле и прежде все советские СМИ всегда были насквозь рекламными, исключительно рекламными. Только рекламодатель был один - власть, и тема одна - какая эта власть мудрая. При всем многообразии жанров к любой заметке можно было дать один из двух заголовков: "Будут новые победы" или "Не позволим!". Неглупые журналисты тихо спивались, благо денег на выпивку за послушание партия выделяла достаточно. Клетка для прессы не была золотой, но отличалась достаточным уровнем комфорта. Не просто было решиться идти на волю. "Известия" пошли. Несколько лет до этого газета вела переговоры с немецким издательством "Бурда". В конце 1987 года с ним был подписан договор о намерениях, а через год - о выпуске совместной рекламной вкладки. Было опубликовано совместное заявление "Известий" и "Бурды" в котором, в частности, говорилось: "Итак, впервые за многие десятилетия центральная газета начинает публикацию рекламы". И первая коммерческая реклама появилась. Во вкладке соседствовали пара именитых европейских фирм, рвущихся на советский рынок, пара отечественных консультантов, американец Арманд Хаммер и всесоюзный трест "Гидромеханизация" Министерства энергетики и электрификации СССР. Это были образцы рекламы, которую по сегодняшним меркам можно назвать "имиджевой". Понятно: рыночные отношения в стране только формировались, еще даже "МММ" не развернулась. В том же номере почти как сенсация подавалась информация о том, что несколько колхозов и совхозов Сальского района Ростовской области вернули Таганрогскому предприятию шесть комбайнов "Дон-Ротор" - распределительно-принудительная система начала давать первые сбои. Потребители уже осмеливались отказываться от некачественной и не нужной им техники. Правда, до конкуренции было еще далеко, рекламы многочисленных поставщиков техники на любой вкус и кошелек еще не было. На одной из страниц той газеты публиковалась "проблемная", как говорилось в советской журналистике, статья об оптовом рынке средств производства: "Распределять? Нет, продавать!" Любопытно, как с годами менялся состав рекламодателей. Еще весной 89-го целую полосу занимал анонс "Темз телевижн" о неделе показа английских лент в СССР. Но постепенно налаживалась экономическая жизнь, стала публиковаться нормальная реклама. Листаешь старые страницы и видишь, как появлялся российский бизнес и как развивался. И возникла потребность в деловом издании. Оно родилось в октябре 1992 года - "Финансовые Известия". "Если я не успевала схватить очередной номер "Финизвестий" в киоске, - рассказывает о том времени директор центра макроэкономических исследований одной из самых авторитетных сегодня аудиторских компаний "Юникон/МС" Елена Матросова, - то отправлялась потом в библиотеку, чтобы прочесть его". Теперь можно подвести итог бурных девяностых. Мы научились не просто размещать рекламу и зарабатывать на жизнь и развитие - научились и привыкли жить свободно. То есть, как писал любимый автор "Финансовых Известий" Мигель Сервантес де Сааведра, имеем возможность за хлеб и достаток благодарить только Господа Бога и самих себя. Если теперь "Финансовые Известия" помогут российскому бизнесу встать на ноги и тоже массово перестать рассчитывать на отщипывание кусочков бюджетного пирога, то, значит, мы сумели с толком воспользоваться завоеванной свободой. Сергей КАПИЦА, профессор: - Я читаю "Известия" всю жизнь. Эту газету, одну из самых важных для нашей семьи, мы выписывали всегда. У нее, конечно, были свои взлеты и свои падения. Например, я помню, как Аджубей поднял ее на огромную высоту. 85 лет - это прекрасно, можно поздравить газету. В настоящее время возникла необходимость формировать новое идеологическое состояние страны. Будет прекрасно, если "Известия" смогут сыграть в этом свою роль, и, мне кажется, это газете вполне по силам. Отец Иоанн ОХЛОБЫСТИН, актер, режиссер, сценарист: - "Известия" - одно из самых респектабельных и уважаемых изданий России, сумевшее не потерять лица ни в эпоху советской власти, ни в период первичного накопления капитала и становления нового государства. Подобная стабильность делает "Известия" еще более привлекательным изданием. Публикация в "Известиях" для меня более весома, чем в большинстве отечественных изданий. Молюсь о здравии всех сотрудников газеты. А что Вы думаете об этом?
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир