Стандартные финотчеты, передаваемые корпорациями в регулирующие органы для дальнейшего раскрытия инвестиционной общественности, уже никого не удовлетворяют - инвесторам требуется принимать решения не раз в квартал, а гораздо чаще. Стандартные отчеты активно вытесняются так называемыми "проформами", в которых эмитенты представляют результаты своего бизнеса, творчески обрабатывая фактическую отчетность, при этом зачастую нарушая принципы GAAP. По сути это корпоративный PR. И он становится основой для проведения сделок с ценными бумагами.
"Все делается просто, - объясняют "Известиям" в одной крупной российской компании-эмитенте. - Мы сбрасываем аналитикам пресс-релиз, который содержит набор ключевых финансовых характеристик, прежде всего EBITDA. К ним добавляется набор показателей, которые высвечивают особенности отраслевого позиционирования компании. Создается парадный портрет, который и попадает на стол к аналитику. Тот просто пересказывает его деловой публике".
В итоге принимаются решения, в основе которых лежат "причесанные" данные. "При этом все - и мы, и аналитики, да и инвесторы - прекрасно отдают себе отчет в том, что на самом деле положение компании определяется значительным рядом других факторов. Идет игра", - комментируют ситуацию в другой российской компании-эмитенте.
Трагедия в том, что индивидуальная рациональность игроков ведет к коллективному безумию. Однако SEC, регулярно напоминая об информационной неполноценности "проформы" и преследуя случаи откровенной лжи, тем не менее не считает возможным запретить фирмам публиковать эти данные. Заговор? Нет. Просто стандартные финансовые отчеты в нынешнем виде умирают как вид.
"Факт информационной недостаточности финансового отчета очевиден, а за 20 последних лет его информационное значение снизилось", - считает Кирилл Алтухов из российского отделения KPMG.
Вряд ли будет преувеличением высказывание одного из наблюдателей за фондовыми рынками, что в 90-е годы сформировалась устойчивая финансовая поп-культура, когда даже финансовые аналитики не обладают навыками чтения сложных бухгалтерских отчетов. Именно отсутствие массового фондового рынка стало препятствием развития поп-отчетности в России. "На нашем рынке нет необходимости заводить публику. На площадке два десятка игроков, которые оперируют с ограниченным количеством ценных бумаг, все и так все знают наперед", - говорит Владимир Богданов, аналитик из МТС.
Справка "Известий"
EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Amortization and Depreciation) - операционный доход компании до уплаты налогов, процентов по кредитам и амортизационных отчислений. Термин "проформа" означает отчет, куда включаются данные, сопоставимые с предыдущими периодами. Из них исключаются все единовременные, нерегулярные платежи или доходы, такие, например, как покупка или продажа новых крупных активов, поглощение компаний, и т.п.